Цитата (Q @ 25.12.2017)
В общем, было бы интересно, если бы ты годик пожил, трактуя происходящее вокруг без термина "бог"/"божественные". Может назад и не захотел бы возвращаться. А если бы захотел, то хотя бы понимал, зачем вносишь лишнюю сущность.
Пожил я, по-разному трактуя происходящее, не один годик и даже не двадцать.
В пользу «лишней сущности» можно было бы привести хоть и недоказуемые, но вполне весомые аргументы, предложенные большим количеством выдающихся людей, начиная от Аристотеля: космологический, телеологический, онтологический, психологический, исторический, нравственный, религиозно-опытный, в конце концов. Можно было бы выгрузить в форум внушительный список общепризнанных гениальных ученых, которые были вполне сознательно верующими людьми. И вряд ли от скудоумия или отсутствия доступа к работам Юдковского. При том, что оно конечно же «ничего не доказывает», давай хотя бы из уважения проведем это по разряду «серьезных предположений умных людей».
Как ты понимаешь, это я все к тому, что годик пожили и происходящее потрактовали гораздо более продвинутые люди, чем все здесь присутствующие, и одно лишь это обстоятельство было бы достойно внимания. Ну если недостойно – ок.
Готов посмотреть на ситуацию с тобой же предложенного угла:
Цитата (Q @ 25.12.2017)
Но это же думать надо. Проще верить.
Начнем с «думать».
Вот у тебя есть некая модель реальности. Обусловливающая твой взгляд, мысли, слова и действия в тех или иных обстоятельствах. Вопросы к ней:
(1) на каком базисе твоя модель зиждется, что дает ей энергию?
(2) насколько этот базис стабилен?
(3) все ли ситуации твоей моделью охвачены?
(4) во всех ли этих ситуациях ты свою модель протестировал и нет ли к ней вопросов?
И здесь полезнее всего рассматривать не рассуждения from an armchair perspective, во время прогулки по берегу моря, или сидя за монитором с кофе, а реальные жесткие кризисные ситуации, когда создается серьезная угроза жизни/здоровью/благосостоянию тебя или твоих близких; рушится мир вокруг; в чем-то требуется принять очень непростое решение. А случаются ведь и ситуации, когда просто реальный clusterfuck происходит по всем фронтам одновременно. Твоя модель к этому готова? Ты в себе уверен? Ты будешь впоследствии собой доволен?
(ответа в форум я не прошу – сам себе просто скажи)У большинства людей модели подпитываются смесью, в разных пропорциях, следующих мотивов
(от примитивного к самому тонкому): материальные вещи и низшие психофизиологические состояния; чувственные наслаждения (отношения, душевность, романтика, пр.); высшие духовные моменты, идеалы (чувство собственного достоинства, самооценка и т.п.). Ориентируясь именно на эти феномены, человек лепит своё я. По факту это и есть его религия, хотя он может так и не считать.
Вот кто-то жадный и тупой: за колбасу и Мерседес он будет готов и жизнью рискнуть, и человека убить, а что там люди о его самооценке скажут – ему плевать, нет для него таких категорий. А кто-то нематериалистичный и гордый: у него дом сгорит и дети помрут – перенесет (начислив себе баллов за стоицизм), а если, например, близкий человек его предаст (разрушив тем самым представления об идеалах) – он не вытерпит, и на убийство будет готов. Или может втайне очень активно и плохо об окружающих думать, занимаясь бессмысленным и вредным осуждением тех, кто его глупее/слабее. А бывает и так, что тупой и жадный поумнеет через 20 лет, а умный и гордый забьет на то, что о нем люди говорят, станет чуть проще, и ему резко легче жить будет. Может еще что-то произойти. Однако отметим, что при всем при этом в каждый момент времени человек будет иметь большую потребность считать себя очень правильным и идущим к успеху молодцом. Чем очень тормозит свой рост, но об этом позже.
Но есть три важнейших момента в описанном положении дел: (1) принципы и ценности человека определяются его психикой, то есть какой-то специфической данностью и тем, в чем его сознание варится основное время; (2) по природе своей психика нестабильна, необъективна и конъюнктурна, состояние ее чрезвычайно сильно зависит от внешних факторов; (3) в отсутствие
(априорное) идеальной системы, для целей самосохранения и избежания перегревов психика склонна выкидывать внезапные фортели и в критических положениях идти на некрасивые уступки, а-ля позволить владельцу временно не выглядеть в своих глазах приличным человеком, зато быстренько перестроить модель реальности и моментально получить благодаря такому маневру ряд психологических и не только бенефитов.
Поскольку получается, что в любом случае человек замкнут внутри своей собственной системы ценностей/интересов, его выборы априори могут быть лишь эгоистичными и своекорыстными. Противоположная ситуация возможна только если гражданину удалось перешагнуть через себя и стать сверхчеловеком. Но это уже либо область сумасшествия, которое никого не прельщает, либо – религиозного сознания, которое конкретно тебе претит и о котором буквально через 10 строк. А в обычном случае – осознание этой своей необъективности и несовершенства составляет для думающего человека большую проблему. Решение которой логично видится в том, чтобы найти точку сборки
вне нестабильного и конъюнктурного себя. Которая будет отвечать критерию трансцендентности, – то есть, не будет зависеть от его собственных мелкобуржуазных интересов и подпитывающих либо роняющих ЧСВ событий.
Пока что мы еще на территории «размышления», а не «веры».
Второе, как ты, надеюсь, видишь, не мешает в моем случае первому.
Так вот, если ты уверен, что во всех ситуациях всегда делал максимально честный и правильный выбор, если к самому себе вопросов у тебя нет, если тебя не смущает, что представления о правильности выбора носят у людей сезонный характер и даже когда и меняются со временем на более сложные, то все равно очень далеки от совершенства, – то конечно, умножать сущности тебе не надо. На твоем месте я бы даже начал их сокращать, где-то на две-три в год )
Но когда мыслящий и не один годик трактующий происходящее вокруг человек приходит к пониманию, что сам с собой он может лишь играть в прятки, монополию или в лучшем случае го, – у него возникает интерес к тому, а были ли какие-то серьезные попытки разрешить подобное затруднение в прошлом. Вот не просто общефилософские, которые все дальше дробят понятия, уходят в софистику и плодят новые сущности. А реальные. Подтвержденные многовековым опытом. О котором можно много чего прочесть, который можно самому испытать. И носителей которого можно, по счастью, найти кое-где и сегодня, и самому убедиться в том, насколько они превосходят твои даже самые смелые мечты о своем совершенстве. И тут как раз начинает происходить обратный процесс: схлопывания ненужных сущностей, который человек наплодил себе, не видя за деревьями леса. Лишние сущности – прежние кумиры человека: материальные ценности, приятные душевные переживания, уважение окружающих, осознание собственной значимости и высокая самооценка, сила воли, способности и идеалы. На поддержание всего этого десятилетиями тратились всего его силы, а теперь, после осознания суетности, тщетности и иллюзорности этих явлений, на душе у его пусто и осадок неприятный. Вот тогда человек с становится верующим. Потому что осознает, что не может иначе, во лжи живет. А помощь изнутри – какая-то второсортная и вообще, we’ve seen this movie before.
Из наиболее мощных вещей, которые можно в христианстве (равно как и в буддизме и индуизме) почерпнуть, не будучи при этом верующим – учение о страстях, т.е., генезисе и эволюции в человеке разных заблуждений и захваченностей: что из чего возникает, в какой последовательности, чем подпитывается и к чему приводит. Как ничтожная мысль незаметно проникает в сознание, укореняется, развивается и отливается в поступок, который ты себе и представить не мог. Верить тут ни во что надо, – надо просто осмыслить. После этого по крайней мере узнаешь цену себе и своим инфантильным представлениям о собственной персоне. Что весьма болезненно, и не хочется признавать. Но зато адекватность возникает.
Знаешь, про заповеди один умный человек сказал, что это «не более чем признаки нормального человека». Если человек поступает наоборот – завидует, обманывает и осуждает (об остальном и не говорим) – он глубоко болен и ненормален. Возможно на сегодня его примитивная модель реальности такое поведение и поддерживает, но в будущем его ждет либо сильная деградация, либо жестокие внутренние конфликты.
В общем, если религия для тебя – это смутные сказания про блаженных стариц и последние дни, – check out про страсти.
Ну и напоследок коротко о вопросе загробной жизни. Он, по сути дела, далеко не самый первый: известно, что свой собственный ад получить можно уже здесь и своими собственными руками. И более того – действуя иногда даже из своих лучших (но ложно понятых) побуждений.
Вот, очень вкратце, Q, как я думаю насчет интересующей тебя проработки страха смерти и размышлении вместо веры. Извини, если мой подход для тебя примитивен и ты зря потратил время.
Без обид, но подобные тебе персонажи всегда веселят.
При каждой возможности обсирать Путина и рассказывать, как при нем плохо живется, но при этом разговаривать на тюремном сленге...
Если для тебя это нормально, то нечего тогда постоянно говорить о том, что в стране криминал и все по понятиям.