Подъем на Килиманджаро. Часть 3.
Итак задача была организовать перелет до Аруши и обратно, подъем на Кили, 3 дня сафари в 3 разных парках, затем перемещение на Занзибар, найти и организовать серфинг на Занзибаре.
0. Предподготовка.
Если кто-нить полетит в Танзанию, то имейте в виду, то там есть несколько опасностей, к которым лучше быть готовыми:
- Жёлтая лихорадка. Встречается не часто, но лучше сделать от нее прививку перед поездкой (не менее чем за месяц до даты приезда, вроде). Во-первых, защитит от тяжелых последствий, если вам не повезет с ней столкнуться. Во-вторых, на паспортном контроле могут спросить (либо могут отказать в визе в другие страны, если вы ездили в Танзанию без данной прививки). Нас по прилету в Танзанию не спрашивали про прививку, но когда на корабле переплыли из Дар-эс-Салама на Занзибар, то просили показать наличие этой прививки в прививочном сертификате. У нас все было ок. Не знаю, что бы было, если б не было прививки. Скорее всего разводили бы на бабки, т.к. коррупция там не меньше нашей.
- Малярия. Встречается. Хотя при подъеме на Кили гиды говорили, что у них такое почти не встречается. Говорят, что может на побережье есть. В целом они рассуждали так, как будто это фигня какая-то типа простуды. Но это для них, они в этом живут. Мы же перед подъемом в местной аптеке купили на всякий случай лекарство от малярии (в районе 15$ вроде, курс на одного, мы то ли 1, то ли 2 взяли) - если два дня будет мучить необъяснимый жар - то надо начинать пить, а то последствия могут быть очень плохие.
В той же аптеке перед подъемом мы взяли еще ряд таблеток от "горняшки" (спрашивали у гида, что лучше) баксов на 20. Хотя нас гид при подъеме постоянно спрашивал как состояние и при головных болях (а они были у каждого время от времени) давал своих таблеток.
1. Перелет.
Зимой-весной 2014 уже начались скачки цен на авиабилеты. Курс доллара то выростал, то падал на несколько рублей (в диапазоне 32-37 рублей за бакс, вроде).
Дополнительной особенностью перелета была задача постараться организовать одновременный прилет в Арушу. 3 из нас летели из Екатеринбурга, а 1 должен был лететь после вахты из-за рубежа. К тому же, обратный вылет планировали уже из столицы Танзании - Дар-эс-Салама, что находится на побережье рядом с Занзибаром.
После долгих поисков с перебором различных дат остановились на перелете Турецкими авиалиниями с пересадкой в Стамбуле (в каждую из сторон пересадка в районе 6-9 часов). Долго тянули с покупкой из-за постоянных скачков цен. В итоге взяли примерно за 1150$, на нижнем пике можно было выхватить примерно за 1000$ (из Екатеринбурга).
4ый друг должен был прилететь в Стамбул чуть позже нас, где мы уже все собирались и вместе летели в Арушу.
Как позже выяснилось, перелет Стамбул - Аруша оказался перелетом Стамбул-Найроби-Аруша. Такая тема популярна в Африке. Самолет садится в Найроби, часть пассажиров быстренько выходит, затем самолет взлетает и отправляется а Арушу. Этакая остановка по требованию.
2. Подъем на Кили и сафари.
По сути это достаточно дорогостоящие туры. В большинстве танзанийский компаний, занимающихся подъемами на Кили и сафари, из тех что чьи сайты на английском мы смогли найти, цены были примерно такие:
- Подъем по Мачаме за 6-7 дней для группы из 4 человек в низкий сезон: 1600-2200$ плюс чаевые в районе 90-180$ с человека (сюда входит вход в нац. парк Килиманджаро на все дни, питание, лицензированные инструкторы группы, команда носильщиков, которая несет часть ваших вещей, палатки и продукты)
- Сафари: в основном предлагается по 2-3 дня на каждый из нац. парков (хотя как по мне, там дня хватает за глаза, если вы не ярый фанат подобного времени препровождения). Цены 170$-220$ в день с чел. (дорогие билеты за каждый день в нац. парке), плюс чаевые водителю за каждый день в районе 15$ с чел. в день.
Везде идет указание чаевые. Хотя по сути это условно обязательная плата, из которой собственно по большей части и строится ЗП местных работников. Она может варьироваться, но обычно с гидом (или конторой) нужно заранее оговаривать минимальный уровень чаевых.
Мы писали письма в несколько различных контор. Часть откинули из-за изначально высокого ценника, часть слились в переписке. Осталась пара контор в разработке с ценником в районе 1500-1600$ за подъем на Кили. В это же время, я попытался найти какого-нить гида напрямую. У меня появилась мысль, найти во вконтакте людей, которые совершали подъем на Кили и попробовать выведать у них контакты их гидов. Нашел группу по подъему на Кили в вк. Поискал по фоткам, кто из ее участников поднимался на Кили и стал им писать. Народ, конечно, попадался очень разношерстный. Но мне очень повезло. Нашел девчонку, которая поднималась довольно бюджетно и которая скинула мне фотку визитки своего гида. С этим гидом мы и связались. Забегая вперед скажу, что гид оказался супертолковый. Парень лет 25, очень ответственный, который много лет ходит на Кили (сначала носильщиком, потом вторым гидом, затем дослужился до основного гида, и даже организовал свою собственную конторку, сам привлекает людей, сам улаживает с ними все вопросы). Почему-то в переписке нам с трудом удавалось понять друг друга, хотя в общении его английский был вполне на уровне.
С этим гидом мы договорились обо всем. Он встретит нас в Аруше (прилет около 2 ночи), отвезет в Моши, где организует нам ночевку (достаточно дешевую, чисто переночевать). А на следующий же день мы двинемся штурмовать Кили. Ценник за подъем был в районе 1000$ с чел. + 150-200$ чаевых за все дни. Затем он же организовал нам гида для сафари за 150$ с чел. в день + чаевые (баксов по 7-8$ с чел. в день) под наши запросы: 3 дня, 3 нац. парка, забрать после подъема на Кили, в конце вернуть в аэропорт Аруши для вылета в Дар-эс-Салам. Гид на сафари по итогу нам понравился меньше. Он постоянно тусовался где-то ночами, а на след. день был очень вялый, сонный и постоянно глушил энергетики. Но с задачей своей справлялся.
3. Перемещение на Занзибар.
Мы взяли перелет из Аруши до Дар-эс-Салама местными авиалиниями. До последнего думали, что полетим каким-нить кукурузником. Но в итоге был обычный рейсовый самолет, достаточно плотно забитый. Лететь 40 минут. Едва успели взлететь, как уже пошли на посадку.
В Дар-эс-Салам прилетали ночью: хотелось увидеть его ночью с самолета (в нем запрещены лампы накаливания, есть только галогенки и диоды - и весь город светится белым светом). Ночевали в комфортабельном отельчике, вырубленном подешевке по какой-то акции на букинге (с сытным европейским завтраком).
Утром двигали в порт, чтобы уплыть на Занзибар. В порту есть пара контор, занимающихся перевозками на Занзибар. Помню, что мы заколебались отбиваться там от местных "помогаек". Была какая-то проблема с тем, чтобы уплыть местными кораблями подешевле (то ли все равно дорого получалось, то ли по времени не удобно было). Плюс там везде цены на рейсы для местных и для иностранцев разные (туристам вроде х2 примерно). В итоге мы забили и поплыли скоростным кораблем на воздушной подушке. Получалось дорого. Вроде в районе 30-25 баксов с человека. Зато отдельный зал ожидания с кондерами, при приближении к которому, все "помогайки" сами отваливались. Короче, переплатили за комфорт. Сам корабль тоже офигенный. Большой, внутри кондеры, мягкие сиденья, телик че-то показывает. Мы большую часть, не смотря на жару, проехались на открытой палубе на носу. Плывет вроде 60 км/ч.
Пока тусовались в порту, узнали, что на Занзибар еще летают местные маленькие самолеты. Перелет вроде баксов 50-55 с человека. Причем прилетает в международный аэропорт. Решили, что обратно полетим им (чуть дороже, но зато такси не надо, да и вообще экзотика). Перелет оказался очень крутым. Сидели прямо за пилотом.
4. Серфинг на Занзибаре.
Серфинг на Занзибаре развит очень мало. Вроде в восточной части есть какие-то места где гоняют винд-серферы. Но опять же тут совершенно нет инфраструктуры: школ, досок, спотов.
Мы заранее искали, где бы можно было что-нить выкружить. В итоге нашли парня (из ЮАР), который со своей девушкой (из Германии), пытается наладить серф движение на Занзибаре. Они уже 2 или 3 год приезжают на Занзибар в один отельчик, везут с собой свои доски, и организовывают серфинг для желающих. Организация вполне кустарная. Хотя парень вполне такой идейный серфер. Они же договариваются с местными за лодки: первые метров 300 очень мелко и рифы - переплываешь этот участок и попадаешь в место, где во время прилива (часов с 10 утра, до 2 дня) встают волны. Там тоже не глубоко. Волны мелкие, но не опытным серферам - самое то. В целом серфинг на Занзибаре слабоват и дороговат. Но для полноты картины нашего отпуска зашел на ура.
Осталась еще последняя часть, про ощущения от восхождения, сафари и Занзибара. Фотки, вроде как, уже опубликовал, не знаю, надо ли их Вам еще. Если надо, то каких?