Если вы захотите сравнить Вену или Берлин, и побываете в каждом из этих городов, то вряд ли откажете себе в удовольствии расчертить длинную таблицу - настолько они разные. В Берлине по-английски говорят все, в Вене - почти никто. Вена - город для пешеходов, Берлин - для автомобилей. Архитектура жилых домов Вены более изысканная, но в Берлине больше богатства внутри подъездов и квартир. И так далее, и так далее, но это всё формальные пункты, жонглирование которыми не приблизит вас к ответу, подходит ли этот город лично вам.
Если у вы попали в незнакомый город, и у вас есть всего один день, чтобы прочувствовать его дух, сходите в оперу или на концерт академической музыки.
Посмотрев, как одеваются и держат себя люди, определяющие культурный облик города, его дух, поняв, кто они, можно сделать гораздо больше выводов о городе, чем пройдя по всем туристическим маршрутам и посетив все рестораны национальной кухни.
Около полутора лет назад я первый раз оказался в Musikverein в Вене. Играли Брукнера, композитора, с творчества которого началось мое знакомство с академической музыкой. Дрижировал Зубин Мета, великолепный мастер, вместе с Горовицем сотворивший мое любимое исполнение III концерта Рахманинова. Само собой, посещение концерта было основной целью поездки.
Ожидания мои полностью оправдались, концерт был великолепен, и только одно обстоятельство вызвало некое неудобство. Я только переехал в Европу, и еще не успел обзавестись смокингом, а из старого, благодаря чешской кухне, я вырос еще до того, как возникла возможность доставить его из Москвы. Так или иначе, я решил, что сочетание классических джинсов, велюрового пиджака и шейного платка вполне удовлетворяет нижней границе приличного, и в таком виде заявился в зал, где познакомился с хорошим староевропейским стилем. Это когда дамы семидесяти-восьмидесяти лет появляются на публике на высоких каблуках и с невероятными прическами. Это когда мужчина умеет, спускаясь по лестнице, идти ровно на полступеньки впереди дамы, не глядя при этом под ноги. Это когда молодая девушка не позволит себе обвешаться бриллиантами, сколько бы денег у нее не было, а дама за пятьдесят без этих бриллиантов или жемчуга в свет не выйдет. Это когда не только одежда, но и пластика, и мимика, соответствуют месту, в которое ты пришел.
Вроде бы ничего особенного во всем этом нет, но когда подобный стиль является стилем жизни широкого образованного слоя, представители которого обладают не только образованием и вкусом, но и укоренённостью в традиции, властью и деньгами, это удивляет и на первых порах шокирует.
На фоне этого очень контрастно выглядит публика берлинских театров, например, в Deutsche Oper я каждый раз иду, предвкушая не только великолепное пение и постановку, но и встречу с каким-нибудь забавным персонажем. В прошлый раз публику развлекала татуированная девушка с приделанными клыками, в этот раз постановку "Тангейзера" посетил мужчина в костюме из кожи и латекса и в полицейской фуражке, явно искавший Эрота вне грота Афродиты. Это, конечно, исключение, хоть и социально поощряемое. Мужчин в смокингах и дам вечерних платьях не очень много, но гораздо больше, чем клыкастых и кожаных. Очень многие гости одеты отчаянно модно и часто экстравагантно, тут цветными подтяжками, фиолетовыми волосами и субкультурной символикой никого не удивить.
То же касается и проявления чувств. Если в Мюзикферайне публика умеет выражать достаточно широкую гамму эмоций посредством уголков губ и бровей, то в антракте в Берлинской Опере постоянно слышен смех, громкая речь, а парочки самых разных возрастов и сочетаний полов не сдерживают свои чувства даже во время представления.
Надо заметить, что музыкальная публика - это не какая-то очень изолированная тусовка (элемент этого я видел только в России); эти люди, являясь частью культурной элиты своих городов, создают идейный пласт, позже воспроизводимый в СМИ, в речах политиков, в мыслях граждан. И по тому, как выглядит и держит себя "консерваторская" публика, можно сделать достаточно точный вывод относительно атмосферы в городе, по крайней мере в той его части, которая интересна мне. Убеждался неоднократно.
Самый приятный момент - появление второго дыхания около 5 утра.
Самый неприятный - когда на следующий день просыпаешься с головной болью, и ничего не можешь делать.
Мы допилили новый продукт, анализ баз HandHistory. Сейчас вот сижу, разбираю, не могу оторваться. Уже 16 штук сделал. В ближайшие дни - презентация.