Тяжело быть шизоидом. Проснулся, расходился и через час понял, что внутри сидит червь тревожности, который раз за разом повторяет какую-то неуловимую мысль, заставляя забить на всё и сидеть тупить в монитор несколько часов, собирая раму.
Значит, настало время для ещё одного длиннопоста о музыке.
В прошлый раз я очень сжато и сумбурно пытался донести мысль о пользе и преимуществах цифровых технологий в звуке, а сегодня сделаю ход конём и начну с утверждения, что гора усиливающей аппаратуры для гитариста и педалборды на все деньги - это прошлый век.
ТЁПЛАЯ ЛАМПОВАЯ ЦИФРА ИЛИ КАК ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ, А НЕ СОБИРАТЬ КОЛЛЕКЦИИ
За 2 года работы в музыкальном магазине я железно усвоил одну вещь: нет больших ретроградов в музыке, чем гитаристы. 60 лет технологических достижений, но они всё так же будут приходить и требовать подключить гитару в ламповый стэк, иначе они не проникнутся качеством её звука. Как? У вас нет лампы? Что ж вы за магазин такой...
Итак, дружок, давай начнём по-порядку.
Во времена, когда твои родители едва пошли в школу, гитаристы новой волны, получив в своё распоряжение первые гитарные комбики, внезапно обнаружили, что если выкрутить их громкость на максимум, звук гитары превращается в сочный рокот частот. Звучит мощно, агрессивно, энергично и, главное, очень-очень громко. С таким звуком можно раздать со сцены, с таким звуком можно экспериментировать, с таким звуком можно создавать новое. Так началась эра тяжёлой музыки.
В основе звука тяжёлой гитары лежит простая схема: сигнал с датчков -> предусилитель -> усилитель -> динамик. Она появилась не сразу, какое-то время сам по себе предусилитель отсутствовал, как явление, но чем больше инженеры упарывались в схемы, тем больше элементов возникало и сама задача перегрузки звука сместилась с усилителя в режиме экстрим на предусилитель, который теперь формировал характер звука и имел ручку gain, а усилитель просто раскачивал его, подавая в нагрузку.
Время шло, технологии развивались, рынок бытовой ламповой техники пал под натиском транзисторной. Тразнисторные технологии широко проникли в мир гитар, но оказалось, что применимо к гитарному усилению, транзистор справляется ужасно, засыпая сигнал мусорными гармониками и хардклипингом. Это положение дел существует до сих пор. Когда мы рассматриваем ламповое усиление vs транзисторное, первое выигрывает 10/10. Инженеры предприняли бесчисленное количество попыток сделать аналоговую схему на транзисторе, чтобы добиться лампового звучания, но мне в руки не попалось ни одного экземпляра комбаря, который мог бы претендовать на какое-то признание. Я думаю, никому не попалось. Последним, что я щупал, были peavy с технологией transtube. Без комментариев...
Параллельно с развитием и спором лампово-транзисторной эпопеи, на рынке появлялись педали, призванные вносить искажения в гитарный сигнал с целью добиться ещё большего перегруза. Эти педали массово создаются по сей день, существует огромное количество производителей, спрос едва ли упал. Люди собирают мульти-килограммовые педалборды, вкладывая десятки тысяч денег с целью достичь "того самого" неповторимого звука, упуская ряд вещей.
Никого не щадит принцип "умный делает, обезьяна повторяет". И вот в чём кроется загвоздка. Дело в том, что все педали перегрузов, фузов и прочих искажений - это некая форма предусилителя, который вклинился в цепь и внёс свою лепту в формирование сигнала. Для состоятельного гитариста 80х годов иметь на борту ламповый фулстэк + педалборд из перегрузов и эффектов - это вершина желаемого. Гитарный эверест. Это сетап всех рок-метал звёзд. Лучше ничего нет. И это справедливо, поскольку фактически любая педаль сделана на фабрике для того, чтобы её подключить конкретно в ламповую голову с конкретным выходом на конкретно гитарный динамик. Не в транзисторный комбарь за 100у.е. Не в широкополосную домашнюю аудио-систему. Не в линию на реп.точке. Не во вход интегрированной в компьютер звуковой карты. В ламповое усиление. В гитарный кабинет. Точка.
Я слушал достаточное количество утверждений, что типа "да я свой металзон подключаю напрямую в пульт и звучит збс". Обычно, такие люди гамму без лажи не сыграют. Большинству хардваер-дрочеров присуща такая штука: они больше говорят про гитару, чем играют и упражняются.
А их самая большая фобия - это эмуляции, IR-технологии и вся цифра, в целом.
Я не могу ничего противопоставить утверждению, что ламповая гитарная техника с аналоговым педалбордом - это круто. Это правда круто, без сомнения. Это то, к чему мы пришли за десятилетия эксплуатации и экспериментов. Только крутость всей этой движухи состоит из двух компонентов: дороговизна и массивность. Таскать с собой на выступления рэки с техникой, будучи местечковым коллективом - это удовольствие для особых ценителей. А деньги, вырученные с туров по городам ближайших областей, едва ли смогут покрыть затраты, не говоря уже о приобретении новых элементов своей драгоценной аналоговой цепи. Я думаю, найдётся большое количество музыкантов, которые подтвердят, что косплей метал-бэндов 80х с кучей рэков - это очень минусовое и утомительное занятие. Многие откатывают несколько туров чисто за идею и уходят из музыки в офис (или покер). Я лоб в лоб видел таких людей под сотню, не меньше.
А где же цифра? А вот она.
В начале-середине нулевых на рынке появились первые мульти-эффект процессоры. Штука, скажем прямо, крайне противоречивая. Лично 5 лет отыграл в домашних условиях в zoom 606 и должен сказать, что это худшее, что случалось со мной в гитарной жизни. Огромное количество однотипных насыпающих перегрузов, воткнутые в аудио-карту компа, поданные на бытовые компьютерные колонки. Что ещё может позволить себе школьник? Ах если бы мне были доступны VST и IR технологии современности... Ах если бы сейчас вернуться в 2008 и выиграть все деньги в покере...
Ещё раз повторим основу. Залог хорошего гитарного звука - это хорошая гитара, хороший датчик, хороший кабель, хорошая ламповая бошка, хороший ламповый кабинет, в котором стоит хороший гитарный динамик с врождённым лоу и хай-катом (гитарный динамик обычно воспроизводит диапазон частот от 60-70 и до 6к-10к, в среднем - 70-6к Гц). И тут дверь слетает с петель и в комнату врывается современность.
Псс, парень, кабсим будешь?
Мульти-эффект процессоры были приняты вяло, но дали толчок направлению цифровой эмуляции аналоговой цепи. Я довольно плохо знаю историю развития этого направления, там было достаточное количество провальных попыток, но, шагнув в год 2020й, мы обнаружим, что цифровые технологии добились фантастического прогресса.
Давай по-порядку.
1. Современные гитарные процессоры являются коробкой, где собраны точные математические модели огромного количества ламповых усилителей, педалей эффектов, перегрузов и всего остального. Производитель изучает схему и влияние компонентов конкретного аппарата, перенося все данные в код. Более того, на современных цифровых процах существуют параметры, невозможные в аналоговых апаратах. Эффект аналогового шума, степень прогретости ламп и тд. Я думаю, что через 10 лет, можно будет материал болтиков эмулировать, в поисках "того самого". Добавляем сюда существенный прогресс ЦАП-АЦП и на выходе получаем максимально достойную копию лампового усиления.
2. Но ведь это же не всё, скажете вы, как же кабинет? Это же самая важная часть. Верно, с эмулем кабинета справляется IR-технология (impulse response). Суть её сводится к тому, чтобы прогнать весь спектр фундаментальных частот через динамик и зафиксировать его поведение на каждой частоте. Вы не просто можете скачивать из интернета импульсы тысяч кабинетов с преднастройками на усилители, а затем выбрать тот, что вам по душе, вы, так же, можете сделать свой собственный. Это даёт вам возможность добиться определённого звучания при конкретных настройках, а затем зафиксировать результат и пользоваться им, доставая из волшебной шкатулки в любой момент.
3. Современные процы хоть и занимают столько же места, как педалборд, тем не менее, освобождают вас от необходимости таскать с собой стэк и, непосредственно, педалборд. Всё в одном. Теперь, чтобы дать концерт на другом конце мира, нужно просто закинуть в рюкзак проц, взять гитару и вы готовы. Кроме того, не забывайте, что на аналоговых аппаратах вам каждый раз придётся по памяти рулить ручки настроек, чтобы добиться необходимого результата (я даже встретил парня, который притащил в магаз рисунок на бумажке, где были записаны положения ручек, вау). В процессорах есть функция сохранения и загрузки. Переключение пресета занимает наносекунду. Вы можете нарулить все настройки за вечер, а на реп.точке только подправить их, согласно условиям. Всё остальное время занимает игра на гитаре и 0 сношений с аппаратурой. Это как катать в покер только на скрипте и никогда больше не заниматься селектом.
4. Современный проц даёт возможность не просто построить цепь, но ещё и вылизать её с помощью встроенных компрессоров, эквалайзеров, гейтов, лимитеров и тд... Вам больше не нужно слёзно подавать сигналы звукачу, чтобы тот прикрутил верха, чтобы не сыпало. Просто сделайте всё сами и сохраните настройки. Не умеете? Учитесь. Звук гитары - это не датчики и струны эликсир, это работа над сигналом. Здесь нужны конкретные знания и понимание того, что и зачем вы делаете. Рандомные настройки дадут плохой результат на любом типе аппаратуры. С рандомными настройками все будут звучать плохо. Все, исключений нет.
5. Проц не исключает возможности играть в вашу любимую лампу. Любой проц оборудован приличным количеством входов, выходов, петель и форматов подключений. Если даже вы упоротый ретроград, который всю жизнь молится на свой месабуги - не проблема. Закиньте проц в разрыв и сделайте с вашим сигналом всё, что захотите. У вас, мать его, студия под ногами, ребят!
6. Blind test при игре в лампу и цифру при идентичных настройках пройти можно только наугад. Тестировалось как на посетителях, так и на продавцах сети на семинарах. Шансов обнаружить ламповость или её отсутствие - 0. Только по каким-то косвенным признакам типа фонового шума, который не скажет ни о чём, кроме неточности настройки или присутствия/отсутствия гейта в цепи.
Хотите апелляции к авторитетам? Самые олдовые деды из металлики уже несколько лет гоняют с axe fx, а на сцене вы рядом с ними не обнаружите ни проводов, ни педалбордов. Радио-система из гитары в преднастроенную автоматизированную аппаратуру, всё. Работает как часы, толпа беснуется, звук - огонь. Ну, скажите Хэтфилду, что он мудак и ничё не понимает в ламповом звуке...
На самом деле, всё большее количество исполнителей переходят на цифровые процы (да и вообще на цифровые технологии). Это удобно, это качественно. Это освобождает вас от сценической хоботни и даёт возможность, наконец-то, впервые в жизни, заняться только музыкой на 100%.
Я уверен, что за следующие 10 лет остатки моды на аналоговые гитарные приблуды сойдут на нет и мир гитарных воинов (если сам инструмент всё ещё будет жив) погрузится в абсолютно новую эру цифровых технологий. Прямо сегодня вы можете отказаться от всего, купить аудио-карту за 100 баксов, наушники за 30, взять свою гитару, подключить всё вместе и спиратить VST плагин, который выполняет ровно то же, что и физический проц. И вы, внезапно, обнаружите, что больше не хочется смотреть в сторону своего комбаря и уже не хочется мечтать притащить в дом 20 килограмм железа и ламп, чтобы просто играть на гитаре. Вы обнаружите, что VST и IR дают потрясающее качество звука и гибкость его настройки. И что теперь вы можете три альбома дома наклепать, без нужды искать студию с нужным вам аппаратом, тратя кучу денег. Будущее не завтра, оно уже сейчас. Оно уже ворвалось к тебе домой, просто ты этого ещё не заметил.
Играйте на гитаре, не будьте ламповыми ретроградами.
Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало – и ни разу не видел Кремля.