С большим интересом прочитал обсуждение чаевых в США и изменил свое мнение по этому поводу. Напишу, как я теперь представляю всю картину.
Система чаевых в США - это в первую очередь финансовая модель, а уже где-то потом это культура общества, менталитет и прочее. (По сути она мне очень напоминает раздельные контейнеры для мусора у вас во дворе - мусорщики перекладывают на вас часть работ по сортировке.)
“Ноль” в этой системе начинается с минимальных чаевых, а не с “никаких чаевых”. То есть, если ты хочешь наградить работника, то платишь чаевых больше, чем минимальная ставка. Если вы готовы принять минимальные чаевые, как обязательную добавку к счету, то дальше обе системы (русская и американская) начинают быть одинаковыми.
В этой системе много возможного эксплойта с разных сторон, но в первую очередь со стороны клиента - потому что по закону ты можешь чаевые не оставлять. Можно не оставить, потому что у тебя такая позиция (хочешь эскплойтить или не принимаешь эту систему), или потому что не знаешь, что тут так устроено.
Когда кто-то говорит, что существуют другие модели, которые лучше мотивируют работников (конечно, существуют), то он забывает, что текущая модель преследует комплексные цели, а не только мотивацию. Предположу, что она удобна для всех - предприятию, сотрудникам, клиентам.
Система, где мы уберем чаевые (ответственность с клиента), будет также иметь много возможного эксплойта, но теперь только со стороны предприятия. Также предположу, что если убрать чаевые, то они так или иначе все равно появятся (подумайте об этом) и их придется включать в систему.
Отношение к чаевым со всех сторон очень сильно усложняется из-за разных когнитивных искажений и социальных штук - поэтому тема очень вязкая и у многих завязана на эмоциях. Если взглянуть по очереди на ситуацию глазами компании, сотрудников и клиентов, то модель выглядит очень сбалансированной.
Как изменилось мое мнение: я не понимал разницы в системах России и США (думал, что они одинаковые, но там более охуевшая), а сейчас я считаю, что в США надо отдавать минимальные чаевые (в России не надо).
P.S. Еще выше было задано 2 интересных вопроса кем-то из читателей, на которые не было ответа. Я их продублирую:
Что будет, если в США я не захочу оплачивать чаевые автоматически включенные в чек?
Вопрос Сергею: как обстоят дела с чаевыми в элитных ресторанах (вроде Мишленовских)?
Система чаевых в США - это в первую очередь финансовая модель, а уже где-то потом это культура общества, менталитет и прочее. (По сути она мне очень напоминает раздельные контейнеры для мусора у вас во дворе - мусорщики перекладывают на вас часть работ по сортировке.)
“Ноль” в этой системе начинается с минимальных чаевых, а не с “никаких чаевых”. То есть, если ты хочешь наградить работника, то платишь чаевых больше, чем минимальная ставка. Если вы готовы принять минимальные чаевые, как обязательную добавку к счету, то дальше обе системы (русская и американская) начинают быть одинаковыми.
В этой системе много возможного эксплойта с разных сторон, но в первую очередь со стороны клиента - потому что по закону ты можешь чаевые не оставлять. Можно не оставить, потому что у тебя такая позиция (хочешь эскплойтить или не принимаешь эту систему), или потому что не знаешь, что тут так устроено.
Когда кто-то говорит, что существуют другие модели, которые лучше мотивируют работников (конечно, существуют), то он забывает, что текущая модель преследует комплексные цели, а не только мотивацию. Предположу, что она удобна для всех - предприятию, сотрудникам, клиентам.
Система, где мы уберем чаевые (ответственность с клиента), будет также иметь много возможного эксплойта, но теперь только со стороны предприятия. Также предположу, что если убрать чаевые, то они так или иначе все равно появятся (подумайте об этом) и их придется включать в систему.
Отношение к чаевым со всех сторон очень сильно усложняется из-за разных когнитивных искажений и социальных штук - поэтому тема очень вязкая и у многих завязана на эмоциях. Если взглянуть по очереди на ситуацию глазами компании, сотрудников и клиентов, то модель выглядит очень сбалансированной.
Как изменилось мое мнение: я не понимал разницы в системах России и США (думал, что они одинаковые, но там более охуевшая), а сейчас я считаю, что в США надо отдавать минимальные чаевые (в России не надо).
P.S. Еще выше было задано 2 интересных вопроса кем-то из читателей, на которые не было ответа. Я их продублирую:
Что будет, если в США я не захочу оплачивать чаевые автоматически включенные в чек?
Вопрос Сергею: как обстоят дела с чаевыми в элитных ресторанах (вроде Мишленовских)?