Сегодня мы поговорим о серьёзных вещах, которые с виду такими не кажутся.
Поговорим мы о Доте и поговорим серьёзно.
Поступил вопрос:
Вообще, когда разговор касается игровых зависимостей, я могу говорить долго. Тема эта очень обширная и не на один час. Можно поговорить, например, о том, что это в основном мужская проблема и женщины ей подвержены меньше. Можно поговорить о том каким именно образом происходит подсаживание, о биохимических процессах, происходящих в мозгу. Я постараюсь писать покороче так как тема нереально объёмная.
Касаемо вопроса. Я напишу, возможно, капитанские вещи
, но в действительности это важно.
Видно, что человеку, обратившемуся ко мне, не нравятся его отношения с игрой. Недовольство - это эмоция, эмоции являются индикаторами. Это датчики, которые подсказывают нам как сделать свою жизнь лучше, как её регулировать. Игнорирование эмоций ведёт к проблемам в жизни, например, депрессиям.
В данном случае, эмоция - злость. Злость - это классная эмоция. Не в плане окраски, а в плане экспрессии. Злость - это энергия, это кричащее недовольство. Злость - это желание изменить то, что не нравится в лучшую сторону. В данном случае злость направлена наружу,человек пишет "ебучая дота", а не "ебучий я, играющий в доту". И интересуется инструментами, которые мне помогли.
Собственно отвечу на вопрос как именно практически действовал я.
Ну собственно всё началось с того, что я тоже почувствовал негативную реакцию. Отследил её, понял что подобное положение вещей меня не устраивает.
Одна из важных вещей, которую я сразу осознал, это то, что любая игра - это в большей или меньшей степени симуляция жизни. Потребность в какой-то определённой игре - это желание получить какие-то эмоции, которые необходимы в силу нашей биологии.
Так что первое, что я сделал, это просто записал всё то, что я получаю от игры. Писал я не для дотана, а для Counter-Strike, с которого успешно слез еще давно. Я проанализировал что происходило со мной и почему в итоге отказался.
То есть игра закрывала сразу 8 выделенных мной потребностей! Именно поэтому я и проводил в ней столько времени.
Я опишу по каждому из пунктов что они из себя представляют. В спойлерах будет идти речь о том какие потребности закрываются и в чём собственно угроза. Вы можете сами подумать, а потом открыть спойлер и прочитать ответ.
1.
Удовольствие от процесса. Это то, что я написал тогда первым пунктом. Это бешенная концентрация.
Что в кс, что в доте игра требует бешеного внимания и полного погружения. В кс ты держишь на мушке AWP какую-то точку и при появлении противника готов спустить курок. Смотришь на радар, слушаешь шаги. В доте быстро прыгаешь с дагона, вкидываешь спеллы, думаешь как отступать в случае гангов, ластхитаешь крипов, делаешь отводы. Игра полностью держит внимание игрока и не даёт расслабиться.
Чем же это опасно?
Это именно та причина, почему мужчины больше подвержены игровым зависимостям. Человек реализовывает свои охотничьи инстинкты через игру. Поймать зверя, уничтожить врага. Думать наперёд в стрессовой ситуации. Желание получить награду. Всё это больше характерно для мужчин нежели женщин.
Опасность в том, что данное воздействие на психику является интенсивным. В реальном мире при возникновении ситуаций, подобных тем, что моделирует игра(помним что игра - это симуляция жизни) концентрация внимания является зачастую менее интенсивной. Но главное не это. Допустим, в футболе задействуются те же самые психические механизмы, но сопряжены они с физической активностью. В компьютерной игре же происходит симуляция движения. Ваш персонаж в доте активно бегает, создаётся иллюзия бега непосредственно вами. Физическая активность является необходимостью для нашего организма, это научный факт. Наши предки были чрезвычайно подвижны и замена двигательной активности игрой приводит к куче болячек прежде всего сердечно-сосудистой. Я сам отмечал, что после нескольких каток в доту сильно устаю как будто кросс бегал, хотя в реальности сидел на стуле.
Вторым вредным фактором является высокая интенсивность работы психики. Это напрямую вытекает из низкой задействованности физики. Довольно тяжело играть в футбол, скажем, 5 часов: мышцы устанут, - организм будет требовать отдыха. Вслед за мобилизацией закономерно идёт расслабление, релаксация. Ну а сыграть в доту 5 игр это довольно стандартно. Если игра в среднем идёт чуть меньше часа, то набегает больше 4ех часов непрерывной работы мозга при практически полном отсутствии работы тела! Причём не присутствует даже промежуточных расслаблений, игра держит в полном внимании. Нет времени на отдых! Психика работает на износ.
2.
Удовольствие от результата. Это награда за труды. Хорошо катал, ты молодец.
Здесь работает внутренняя система вознаграждения и подкрепления. Убил кабана? молодец. Спарился с самочкой - оставил потомство - молодец, держи дофаминчик. Все эти дотерские ачивки - компедиумы, выпадающий рандомно шмот - это именно воздествие на дофаминовую систему поощрений. Причём чем ценней шмотка, тем реже она выпадает и тем больше выброс катехиламинов - больше жажда получить вновь.
В чём проблема игры? Да в том что подкрепляются и вознаграждаются те действия, которые не несут никакой пользы для выживания индивида, для его размножения. Они являются иллюзией но затягивают человека и ему хочется получить награду вновь и вновь. И чем дольше играешь - тем больше награды хочешь, так устроен мозг.
3. Возможность прогресса.
Иллюзия роста и развития навыков, которые часто нахер не нужны.
4. Общение.
В игре теряется невербальное общение. Я не считаю, что это прям суперплохо, в целом мир сейчас построен на мессанджерах и соцсетях, но и хорошего ничего нет. Может кто-то из вас встречал девушек, которые кажутся такими прикольными и живыми в скайпе/контакте/аське, а в реальности могут быть невзрачными, застенчивыми, ещё хрен знает какими. А где же та буря эмоций, что казалось исходит от каждого сообщения в аське? А её нет. Моё обучение в школе как раз совпало с бумом ICQ, так что у некоторых девчонок это проявлялось ну крайне сильно. И нет стимула развиваться в реальной жизни, ведь мессенджеры - это замена. Вот она комфортная зона. Вместо смеха просто LOL. Ничего хорошего в этом нет.
5. Продумывание наперёд, планирование.
Это не плохо. Единственное, что в той же доте часто отсутствует долгосрочное планирование. Ну главный минус опять же в замене реальности.
6. Желание победить
Классное желание. Но вот реализовывать его в игре? Вряд ли. Если ты не профессиональный игрок и не стремишься стать им - вряд ли оно нужно
7. Доминирование/командование
Потрясное желание. Только вот если твой ммр на 1000 очков выше - повод ли это для гордости? Или иллюзия.
Одни пункты тут пересекаются с другими, это то, что я довольно спонтанно написал когда мне было интересно разобраться в том что происходит.
Разумеется у каждого человека список будет свой.
Основной конфликт был в том несмотря на то, что я мог реализовать кучу своих желаний в игре - я не мог реализовать их все. На тот момент (2008 год) в Counter-Strike не было внушительных призовых. Роль киберспортсмена тогда была не так привлекательна как сейчас. Тогда зарабатывали только лучшие, да и сейчас в целом тоже, хотя круг зарабатывающих расширился из-за развития киберспорта.
Итак, краткое содержание поста. Ещё раз.
Игра - это замена реальности со всеми вытекающими. Для человека, который оказался в ловушке игровой зависимости первым шагом является понимание того, что игра ему даёт и какие функции в его жизни выполняет. Я показал на своём примере какие функции игры Counter-Strike и Dota выполняли в моей жизни, какие эмоции давали. Также я описал в спойлерах под пунктами какие риски в себе это несёт.
Вторым шагом является логическое осмысление целесообразности продолжения игры. Здесь нужно чётко взвесить стоит ли игре занимать место в жизни человека. Зачастую это несложно. Если игра является хорошим подспорьем для поддержания баланса в жизни - почему бы и нет? У всех людей будут разные пункты зачем им нужна игра. И если это помогает держать жизнь в балансе, то игра будет отличным инструментом для счастливой, сбалансированной жизни.
Но к сожалению в жизни немало людей, которые не понимают, что зависимы и не хотят избавляться от этого. Это очень печально, когда человеку игра виртуальная заменяет реальную буквально всем. И эта замена касается не только игры, я думаю у всех были знакомые алкоголики и наркоманы. Личность настолько сильно разрушается и баланс нейромедиаторов так сильно перекашивается, что требуется медикаментозная поддержка.
Более продвинутый случай - это когда человек понимает, что игра разрушает его, но не знает что делать. Один из таких примеров собственно - человек, обратившийся ко мне за помощью).
Что делать в таких случаях, какие приёмы использовать, как с этим бороться - я расскажу в следующем посте. Однажды я его обязательно напишу)
А значит время для
Давно назревавший пост часть 2:
Короче в этих ваших Европах очень активно используются сахарозаменители. Сахар - это говно, а вот сахарозаменители это клёво. Запомнили?
Когда жил в Голландии, постоянно покупал себе
травувсякие прикольные Sugar Free ништяки, сдавал как продвинутый чел бутылки (тут обычно это привилегия бомжей) и вообще уже начал поглядывать на мужские попки(на самом деле нет) , но у меня кончилась виза, даже грибов не успел пожрать (тоже без сахара кстати).Ну вот вернувшись назад обнаружил, что ништяков с сахарозаменителями просто нет, ну кроме колы там. Так что я включил своего аналитического гения и написал такую штуку в скайп конфе.
Реально пиздатая конфа, жаль что тебе туда нельзя.
Вообщем-та, я прикупил себе ещё зимой 100г сукралозы. Вещество в 600 раз слаще сахара. Можно сластить лимонады, чаи, кофе, варенье из него не сделаете конечно, но штука реально прикольная. Ещё есть неотам он в 8000 раз вроде слаще сахара.
В свободной продаже они так не продаются, обычно их всякие компании используют типа спортпита, но вы ж продвинутые перцы, знаете что делать.
Следующим будет пост про доту. Этот я написал на отъебись и спустя два месяца, кто знает что будет дальше)