Не уверен куда лучше написать, по сути вопрос к Роману и кое-какие рассуждения от себя:
В разговорах про эффективность благотворительности Роман делает упор на удовлетворение базовых потребностей (страдание голода и медицина), но ведь, возможно, в долгосрочной перспективе кормить и лечить людей может оказаться неверным подходом, в том смысле, что это потенциально может привести к увеличению населения и дальнейшему увеличению числа голодающих и не имеющих доступа к медицинским услугам. Понятно, что это сложно оценить и понять, но возможно, решать проблемы экологии, проблемы ресурсов планеты, перенаселения в долгосрочной перспективе (речь о столетиях) может оказаться более верным подходом. Вопрос очень сложный, а Роман достаточно безапелляционно, на мой взгляд, выбирает путь устранения базовых страданий в текущий момент времени(ну или мне так показалось), при этом не уделяет внимание вопросу глобальных проблем человечества, хотя я уверен, что он об этом задумывался, хотелось бы в будущем интервью услышать или на форуме узнать его позицию. По мне так, условно говоря "сверхцель" это привести человечество в состояние устойчивого баланса с окружающей средой, прекратить ее разрушение и потом ее восстанавливать, тем самым в этом сбалансированном мире решить вопросы базовых страданий, и хотя это прозвучит крайне жестоко, но в долгосрочной перспективе может оказаться, что спасая сегодня 40 детей от малярии ты завтра должен будешь спасать уже 80 и это будет превращаться в снежный ком, который покупкой вакцины не решается, суть проблемы глубже и тут строительство школ может, в долгосрочной перспективе, оказаться более верным подходом. Как показывает история человечество не может просто гулять по лугам и купаться в озерах без последствий, люди начинают вырубать леса, строить города и идея беззаботной жизни в единении с природой она утопична и решение проблем возможно (если вообще возможно) скорее всего только лишь за счет технологий и научного прогресса, несмотря на то, что технологии пока приносят немало вреда и люди в городах живут объективно в среднем несчастнее чем папуасы на острове, это факт с которым я не могу спорить, но из этого не следует, что стоит стремиться вернуться к жизни на острове, да из этого факта вообще, на самом деле крайне сложно сделать какой-то, так скажем, прикладной вывод, его просто нужно понимать, осознавать для дальнейших рассуждений в области "счастья", прямых полезных следствий из него я лично не вижу.
Критику из этой же серии я могу применить к ответу на вопрос, кем бы ты хотел стать при рождении, беззаботным Васей купающимся в озере или Эйнштейном, выбирая Васю, ты ставишь свои потребности в счастье выше окружающих, ведь, возможно, будучи Эйнштейном и всю жизнь страдая от раздирающих тебя мыслей и противоречий ты бы своей деятельностью на тысячелетия приблизил бы наступление глобального счастья для человечества и спас бы миллионы/миллиарды жизней от страдания или наоборот его изобретения могли бы уничтожить человечество или принести много страданий, поэтому если бы я был махаянистом и ставил бы целью счастье человечества, то я бы для ответа на вопрос про Васю и Эйншетейна спросил бы у творца, а к каким последствиям приведет мое рождение Васей и мое рождение Эйнштейном и на основании ответа делал бы выбор.
Идеология счастья и стремления к счастью, на мой взгляд, очень хорошо и достаточно полно рассмотрена в буддизме и они вводят концепцию перерождения именно для того, чтобы их буддисты мыслили категорией долгосрочной перспективы, стремлению к счастью не в этой жизни, а в следующей, при этом, я не исключаю, что даже сам Далай Лама 14 не верит в перерождение, просто сама концепция перерождений (которую во многих религиях упростили, создав ад и рай, которая имеет схожие цели и более проста для понимания) полезна для общества и ее насаждение может быть крайне эффективным. Тяжело воспитать в себе такой уровень осознанности который может быть достигнут через глубокое осознание отсутствия свободы воли о котором говори Роман (буддисты по сути рассуждают примерно так же, но немного в другой терминологии, через концепцию пустоты, бессамостности, причинно-следственной связи и др.) и для меня практически очевидно, что в силу тех же генетических предрасположенностей и глядя на историю человечества, что очень небольшой процент населения может прийти к такому осознанию, поэтому получается религия наилучший способ донести концепцию любви к ближнему и более того, я уверен, что многие и самые лучшие проповедники религии атеисты, просто они не могут сказать об этом открыто, так как это приведет к нежелательным последствиям, да и мне, подобные мысли высказывать относительно публично возможно не стоит, но здесь аудитория не очень большая, да и до этих строк дочитают немногие (осознание этой идеи для масс может быть вредным), просто они атеисты которые разделяют религиозные идеалы и понимая, что это наиболее действенный способ влияния на окружающий мир, делают вид, что они верят в какого-то там бога, чтобы нести определенные идеалы.
Ладно, меня в итоге далеко унесло в рассуждениях, я не уверен, что достаточно ясно выразил свои мысли, идеи, да и озвучил только их небольшую часть, но надеюсь те, к кому они обращены поймут суть, если в двух словах, то я считаю, что образование, технологии и умеренная религия это основа для увеличения счастья в будущем, хотя я, естественно, не против пожертвований чтобы накормить голодных, но это не решает глобальных проблем. (к сожалению церковь во многом себя дискриминировала и, вообще, в долгосрочной перспективе, я бы склонялся к использованию буддийской философии, которая и религией-то в некоторых своих проявлениях не является, но в текущих реалиях в России это все же пока христианство, как наиболее распространенный вид с, в целом, правильными концепциями, при грамотном подходе)
Рекомендую всем, кто хочет улучшить качество и продуктивность своих действий. Книга немного напоминает мне "Думай медленно, решай быстро", которую когда-то советовал Феруел. Здесь также описываются некоторые особенности работы нашей воли, которые принято считать ошибками сознания. При этом тут рассматриваются более житейские и распостраненные ситуации, с которыми каждый из нас встречается каждый день.