стихи

Последний пост:04.10.2019
11
1 6 7 8 9 24
  • Марина Кацуба

    знаешь, что ты получишь, друг, уходя без спроса?
    поцелуй проститутки: холоден, вязок, точен.
    принимаю и ложь, и шарм театральной позы,
    а как щелкнет замок, в ход идут алкоголь и почерк,
    мой, корявый, кривой с ошибками в окончаниях
    у причастий, глаголов и в префиксах у наречий.
    я пишу взахлеб о том как все, бля, печально.
    мой язык впору сердцу – вывернут, покалечен.

    что стишки мои – слезки, крики в глухие стены.
    эхо – злым бумерангом, болью из многоточий.
    перестану: молчание – благословенно.
    перестану: и пусть тишина моя будет громче,
    чем гудки поездов, чем крики голодных чаек,
    чем экстаз, чем пенье в нетрезвом виде.
    ты мне нужен! и факт этот, пусть случаен,
    но уже однозначен, ясен и очевиден.

    я пытаюсь быть старше, тише, стабильней, строже,
    но взрослею медленней, чем догорает солнце.
    я боюсь конца света и запаха сладкой кожи
    от твоей смуглой шеи. и пусть надо мной смеется
    шестиклассник Петров, весь город, чужие боги,
    я решилась уже: средь множества всех религий
    я тебе, дураку, гляди, поклоняюсь в ноги.
    я тебе, дураку, читай, посвящаю книги.
    111/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Сидя в тени

    I

    Ветреный летний день.
    Прижавшееся к стене
    дерево и его тень.
    И тень интересней мне.
    Тропа, получив плетей,
    убегает к пруду.
    Я смотрю на детей,
    бегающих в саду.

    II

    Свирепость их резвых игр,
    их безутешный плач
    смутили б грядущий мир,
    если бы он был зряч.
    Но порок слепоты
    время приобрело
    в результате лапты,
    в которую нам везло.

    III

    Остекленелый кирпич
    царапает голубой
    купол как паралич
    нашей мечты собой
    пространство одушевить;
    внешность этих громад
    может вас пришибить,
    мозгу поставить мат.

    IV

    Новый пчелиный рой
    эти улья займет,
    производя живой,
    электрический мед.
    Дети вытеснят нас
    в пригородные сады
    памяти - тешить глаз
    формами пустоты.

    V

    Природа научит их
    тому, что сама в нужде
    зазубрила, как стих:
    времени и т. д.
    Они снабдят цифру "100"
    завитками плюща,
    если не вечность, то
    постоянство ища.

    VI

    Ежедневная ложь
    и жужжание мух
    будут им невтерпеж,
    но разовьют их слух.
    Зуб отличит им медь
    от серебра. Листва
    их научит шуметь
    голосом большинства.

    VII

    После нас - не потоп,
    где довольно весла,
    но наважденье толп,
    множественного числа.
    Пусть торжество икры
    над рыбой еще не грех,
    но ангелы - не комары,
    и их не хватит на всех.

    VIII

    Ветреный летний день.
    Запахи нечистот
    затмевают сирень.
    Брюзжа, я брюзжу как тот,
    кому застать повезло
    уходящий во тьму
    мир, где, делая зло,
    мы знали еще - кому.

    IX

    Ветреный летний день.
    Сад. Отдаленный рев
    полицейских сирен,
    как грядущее слов.
    Птицы клюют из урн
    мусор взамен пшена.
    Голова, как Сатурн,
    болью окружена.

    X

    Чем искреннее певец,
    тем все реже, увы,
    давешний бубенец
    вибрирует от любви.
    Пробовавшая огонь,
    трогавшая топор,
    сильно вспотев, ладонь
    не потреплет вихор.

    XI

    Это - не страх ножа
    или новых тенет,
    но того рубежа,
    за каковым нас нет.
    Так способен Луны
    снимок насторожить:
    жизнь как меру длины
    не к чему приложить.

    XII

    Тысячелетье и век
    сами идут к концу,
    чтоб никто не прибег
    к бомбе или к свинцу.
    Дело столь многих рук
    гибнет не от меча,
    но от дешевых брюк,
    скинутых сгоряча.

    XIII

    Будущее черно,
    но от людей, а не
    оттого, что оно
    черным кажется мне.
    Как бы беря взаймы,
    дети уже сейчас
    видят не то, что мы;
    безусловно не нас.

    XIV

    Взор их неуловим.
    Жилистый сорванец,
    уличный херувим,
    впившийся в леденец,
    из рогатки в саду
    целясь по воробью,
    не думает - "попаду",
    но убежден - "убью".

    XV

    Всякая зоркость суть
    знак сиротства вещей,
    не получивших грудь.
    Апофеоз прыщей
    вооружен зрачком,
    вписываясь в чей круг,
    видимый мир - ничком
    и стоймя - близорук.

    XVI

    Данный эффект - порок
    только пространства, впрок
    не запасшего клок.
    Так глядит в потолок
    падающий в кровать;
    либо - лишенный сна -
    он же, чего скрывать,
    забирается на.

    XVII

    Эта песнь без конца
    есть результат родства,
    серенада отца,
    ария меньшинства,
    петая сумме тел,
    в просторечьи - толпе,
    наводнившей партер
    под занавес и т. п.

    XVIII

    Ветреный летний день.
    Детская беготня.
    Дерево и его тень,
    упавшая на меня.
    Рваные хлопья туч.
    Звонкий от оплеух
    пруд. И отвесный луч
    - как липучка для мух.

    XIX

    Впитывая свой сок,
    пачкая куст, тетрадь,
    множась, точно песок,
    в который легко играть,
    дети смотрят в ту даль,
    куда, точно грош в горсти,
    зеркало, что Стендаль
    брал с собой, не внести.

    XX

    Наши развив черты,
    ухватки и голоса
    (знак большой нищеты
    природы на чудеса),
    выпятив челюсть, зоб,
    дети их исказят
    собственной злостью - чтоб
    не отступить назад.

    XXI

    Так двигаются вперед,
    за горизонт, за грань.
    Так, продолжая род,
    предает себя ткань.
    Так, подмешавши дробь
    в ноль, в лейкоциты - грязь,
    предает себя кровь,
    свертыванья страшась.

    XXII

    В этом и есть, видать,
    роль материи во
    времени - передать
    все во власть ничего,
    чтоб заселить верто-
    град голубой мечты,
    разменявши ничто
    на собственные черты.

    XXIII

    Так в пустыне шатру
    слышится тамбурин.
    Так впопыхах икру
    мечут в ультрамарин.
    Так марают листы
    запятая, словцо.
    Так говорят "лишь ты",
    заглядывая в лицо.

    июнь 1983
    112/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Первый день нечетного года. Колокола
    выпускают в воздух воздушный шар за воздушным шаром,
    составляя компанию там наверху шершавым,
    триста лет как раздевшимся догола
    местным статуям. Я валяюсь в пустой, сырой,
    желтой комнате, заливая в себя Бертани.
    Эта вещь, согреваясь в моей гортани,
    произносит в конце концов: "Закрой
    окно". Вот и еще одна
    комбинация цифр не отворила дверцу;
    плюс нечетные числа тем и приятны сердцу,
    что они заурядны; мало кто ставит на
    них свое состоянье, свое неименье, свой
    кошелек; а поставив - встают с чем сели...
    Чайка в тумане кружится супротив часовой
    стрелки, в отличие от карусели.

    1983
    113/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Замерзший кисельный берег. Прячущий в молоке
    отражения город. Позвякивают куранты.
    Комната с абажуром. Ангелы вдалеке
    галдят, точно высыпавшие из кухни официанты.
    Я пишу тебе это с другой стороны земли
    в день рожденья Христа. Снежное толковище
    за окном разражается искренним "ай-люли":
    белизна размножается. Скоро Ему две тыщи
    лет. Осталось четырнадцать. Нынче уже среда,
    завтра — четверг. Данную годовщину
    нам, боюсь, отмечать не добавляя льда,
    избавляя следующую морщину
    от енной щеки; в просторечии — вместе с Ним.
    Вот тогда мы и свидимся. Как звезда — селянина,
    через стенку пройдя, слух бередит одним
    пальцем разбуженное пианино.
    Будто кто-то там учится азбуке по складам.
    Или нет — астрономии, вглядываясь в начертанья
    личных имен там, где нас нету: там,
    где сумма зависит от вычитанья.

    декабрь 1985
    114/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    В этой комнате пахло тряпьем и сырой водой,
    и одна в углу говорила мне: "Молодой!
    Молодой, поди, кому говорю, сюда".
    И я шел, хотя голова у меня седа.

    А в другой - красной дранкой свисали со стен ножи,
    и обрубок, качаясь на яйцах, шептал: "Бежи!"
    Но как сам не в пример не мог шевельнуть ногой,
    то в ней было просторней, чем в той, другой.

    В третьей - всюду лежала толстая пыль, как жир
    пустоты, так как в ней никто никогда не жил.
    И мне нравилось это лучше, чем отчий дом,
    потому что так будет везде потом.

    А четвертую рад бы вспомнить, но не могу,
    потому что в ней было как у меня в мозгу.
    Значит, я еще жив. То ли там был пожар,
    либо - лопнули трубы; и я бежал.

    1986
    115/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Только пепел знает, что значит сгореть дотла.
    Но я тоже скажу, близоруко взглянув вперед:
    не все уносимо ветром, не все метла,
    широко забирая по двору, подберет.
    Мы останемся смятым окурком, плевком, в тени
    под скамьей, куда угол проникнуть лучу не даст.
    И слежимся в обнимку с грязью, считая дни,
    в перегной, в осадок, в культурный пласт.
    Замаравши совок, археолог разинет пасть
    отрыгнуть; но его открытие прогремит
    на весь мир, как зарытая в землю страсть,
    как обратная версия пирамид.
    "Падаль!" выдохнет он, обхватив живот,
    но окажется дальше от нас, чем земля от птиц,
    потому что падаль - свобода от клеток, свобода от
    целого: апофеоз частиц.

    1986
    116/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Кончится лето. Начнется сентябрь. Разрешат отстрел
    утки, рябчика, вальдшнепа. "Ах, как ты постарел"
    скажет тебе одна, и ты задерешь двустволку,
    но чтоб глубже вздохнуть, а не спугнуть перепелку.
    И легкое чутко дернется: с лотков продают урюк.
    Но и помимо этого мир вокруг
    меняется так стремительно, точно он стал колоться
    дурью, приобретенной у смуглого инородца.

    Дело, конечно, не в осени. И не в чертах лица,
    меняющихся, как у зверя, бегущего на ловца,
    но в ощущении кисточки, оставшейся от картины,
    лишенной конца, начала, рамы и середины.
    Не говоря - музея, не говоря - гвоздя.
    И поезд вдали по равнине бежит, свистя,
    хотя, вглядевшись как следует, ты не заметишь дыма.
    Но с точки зренья ландшафта, движенье необходимо.

    Это относится к осени, к времени вообще,
    когда кончаешь курить и когда еще
    деревья кажутся рельсами, сбросившими колеса,
    и опушки ржавеют, как узловые леса.
    И в горле уже не комок, но стопроцентный ёж -
    ибо в открытом море больше не узнаешь
    силуэт парохода, и профиль аэроплана,
    растерявший все нимбы, выглядит в вышних странно.

    Так прибавляют в скорости. Подруга была права.
    Что бы узнал древний римлянин, проснись он сейчас? Дрова,
    очертания облака, голубя в верхотуре,
    плоскую воду, что-то в архитектуре,
    но — никого в лицо. Так некоторые порой
    ездят еще за границу, но, лишены второй
    жизни, спешат воротиться, пряча глаза от страха,
    и, не успев улечься от прощального взмаха,

    платочек трепещет в воздухе. Другие, кому уже
    выпало что-то любить больше, чем жизнь, в душе
    зная, что старость — это и есть вторая
    жизнь, белеют на солнце, как мрамор, не загорая,
    уставившись в некую точку и не чужды утех
    истории. Потому что чем больше тех
    точек, тем больше крапинок на проигравших в прятки
    яйцах рябчика, вальдшнепа, вспугнутой куропатки.

    1987
    117/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Назидание

    I

    Путешествуя в Азии, ночуя в чужих домах,
    в избах, банях, лабазах - в бревенчатых теремах,
    чьи копченые стекла держат простор в узде,
    укрывайся тулупом и норови везде
    лечь головою в угол, ибо в углу трудней
    взмахнуть - притом в темноте - топором над ней,
    отяжелевшей от давеча выпитого, и аккурат
    зарубить тебя насмерть. Вписывай круг в квадрат.

    II

    Бойся широкой скулы, включая луну, рябой
    кожи щеки; предпочитай карему голубой
    глаз - особенно если дорога заводит в лес,
    в чащу. Вообще в глазах главное - их разрез,
    так как в последний миг лучше увидеть то,
    что - хотя холодней - прозрачнее, чем пальто,
    ибо лед может треснуть, и в полынье
    лучше барахтаться, чем в вязком, как мед, вранье.

    III

    Всегда выбирай избу, где во дворе висят
    пеленки. Якшайся лишь с теми, которым под пятьдесят.
    Мужик в этом возрасте знает достаточно о судьбе,
    чтоб приписать за твой счет что-то еще себе;
    то же самое - баба. Прячь деньги в воротнике
    шубы; а если ты странствуешь налегке -
    в брючине ниже колена, но не в сапог: найдут.
    В Азии сапоги - первое, что крадут.

    IV

    В горах продвигайся медленно; нужно ползти - ползи.
    Величественные издалека, бессмысленные вблизи,
    горы есть форма поверхности, поставленной на попа,
    и кажущаяся горизонтальной вьющаяся тропа
    в сущности вертикальна. Лежа в горах - стоишь,
    стоя - лежишь, доказывая, что, лишь
    падая, ты независим. Так побеждают страх,
    головокруженье над пропастью либо восторг в горах.

    V

    Не откликайся на "Эй, паря!" Будь глух и нем.
    Даже зная язык, не говори на нем.
    Старайся не выделяться - в профиль, анфас; порой
    просто не мой лица. И когда пилой
    режут горло собаке, не морщься. Куря, гаси
    папиросу в плевке. Что до вещей, носи
    серое, цвета земли; в особенности - бельё,
    чтоб уменьшить соблазн тебя закопать в нее.

    VI

    Остановившись в пустыне, складывай из камней
    стрелу, чтоб, внезапно проснувшись, тотчас узнать по ней,
    в каком направленьи двигаться. Демоны по ночам
    в пустыне терзают путника. Внемлющий их речам
    может легко заблудиться: шаг в сторону - и кранты.
    Призраки, духи, демоны - дома в пустыне. Ты
    сам убедишься в этом, песком шурша,
    когда от тебя останется тоже одна душа.

    VII

    Никто никогда ничего не знает наверняка.
    Глядя в широкую, плотную спину проводника,
    думай, что смотришь в будущее, и держись
    от него по возможности на расстояньи. Жизнь
    в сущности есть расстояние - между сегодня и
    завтра, иначе - будущим. И убыстрять свои
    шаги стоит, только ежели кто гонится по тропе
    сзади: убийца, грабители, прошлое и т. п.

    VIII

    В кислом духе тряпья, в запахе кизяка
    цени равнодушье вещи к взгляду издалека
    и сам теряй очертанья, недосягаем для
    бинокля, воспоминаний, жандарма или рубля.
    Кашляя в пыльном облаке, чавкая по грязи,
    какая разница, чем окажешься ты вблизи?
    Даже еще и лучше, что человек с ножом
    о тебе не успеет подумать как о чужом.

    IX

    Реки в Азии выглядят длинней, чем в других частях
    света, богаче аллювием, то есть - мутней; в горстях,
    когда из них зачерпнешь, остается ил,
    и пьющий из них сокрушается после о том, что пил.
    Не доверяй отраженью. Переплывай на ту
    сторону только на сбитом тобою самим плоту.
    Знай, что отблеск костра ночью на берегу,
    вниз по реке скользя, выдаст тебя врагу.

    X

    В письмах из этих мест не сообщай о том,
    с чем столкнулся в пути. Но, шелестя листом,
    повествуй о себе, о чувствах и проч. - письмо
    могут перехватить. И вообще само
    перемещенье пера вдоль по бумаге есть
    увеличенье разрыва с теми, с кем больше сесть
    или лечь не удастся, с кем - вопреки письму -
    ты уже не увидишься. Все равно, почему.

    XI

    Когда ты стоишь один на пустом плоскогорьи, под
    бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот
    или ангел разводит изредка свой крахмал;
    когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,
    помни: пространство, которому, кажется, ничего
    не нужно, на самом деле нуждается сильно во
    взгляде со стороны, в критерии пустоты.
    И сослужить эту службу способен только ты.

    1987
    118/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    В этой маленькой комнате все по-старому:
    аквариум с рыбкою - все убранство.
    И рыбка плавает, глядя в сторону,
    чтоб увеличить себе пространство.

    С тех пор, как ты навсегда уехала,
    похолодало, и чай не сладок.
    Сделавшись мраморным, место около
    в сумерках сходит с ума от складок.

    Колесо и каблук оставляют в покое улицу,
    горделивый платан не меняет позы.
    Две половинки карманной луковицы
    после восьми могут вызвать слезы.

    Часто чудится Греция: некая роща, некая
    охотница в тунике. Впрочем, чаще
    нагая преследует четвероногое
    красное дерево в спальной чаще.

    Между квадратом окна и портретом прадеда
    даже нежный сквозняк выберет занавеску.
    И если случается вспомнить правило,
    то с опозданием и не к месту.

    В качку, увы, не устоять на палубе.
    Бурю, увы, не срисовать с натуры.
    В городах только дрозды и голуби
    верят в идею архитектуры.

    Несомненно, все это скоро кончится -
    быстро и, видимо, некрасиво.
    Мозг - точно айсберг с потекшим контуром,
    сильно увлекшийся Куросиво.

    1987
    119/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Посвящается стулу


    I

    Март на исходе. Радостная весть:
    день удлинился. Кажется, на треть.
    Глаз чувствует, что требуется вещь,
    которую пристрастно рассмотреть.
    Возьмем за спинку некоторый стул.
    Приметы его вкратце таковы:
    зажат между невидимых, но скул
    пространства (что есть форма татарвы),
    он что-то вроде метра в высоту
    на сорок сантиметров в ширину
    и сделан, как и дерево в саду,
    из общей (как считалось в старину)
    коричневой материи. Что сухо
    сочтется камуфляжем в Царстве Духа.

    II

    Вещь, помещенной будучи, как в Аш-
    два-О, в пространство, презирая риск,
    пространство жаждет вытеснить; но ваш
    глаз на полу не замечает брызг
    пространства. Стул, что твой наполеон,
    красуется сегодня, где вчерась.
    Что было бы здесь, если бы не он?
    Лишь воздух. В этом воздухе б вилась
    пыль. Взгляд бы не задерживался на
    пылинке, но, блуждая по стене,
    он достигал бы вскорости окна;
    достигнув, устремлялся бы вовне,
    где нет вещей, где есть пространство, но
    к вам вытесненным выглядит оно.

    III

    На мягкий в профиль смахивая знак
    и "восемь", но квадратное, в анфас,
    стоит он в центре комнаты, столь наг,
    что многое притягивает глаз.
    Но это - только воздух. Между ног
    (коричневых, что важно — четырех)
    лишь воздух. То есть дай ему пинок,
    скинь все с себя - как об стену горох.
    Лишь воздух. Вас охватывает жуть.
    Вам остается, в сущности, одно:
    вскочив, его рывком перевернуть.
    Но максимум, что обнажится - дно.
    Фанера. Гвозди. Пыльные штыри.
    Товар из вашей собственной ноздри.

    IV

    Четверг. Сегодня стул был не у дел.
    Он не переместился. Ни на шаг.
    Никто на нем сегодня не сидел,
    не двигал, не набрасывал пиджак.
    Пространство, точно изморось - пчелу,
    вещь, пользоваться коей перестал
    владелец, превращает ввечеру
    (пусть временно) в коричневый кристалл.
    Стул напрягает весь свой силуэт.
    Тепло; часы показывают шесть.
    Все выглядит как будто его нет,
    тогда как он в действительности есть!
    Но мало ли чем жертвуют, вчера
    от завтра отличая, вечера.

    V

    Материя возникла из борьбы,
    как явствуют преданья старины.
    Мир создан был для мебели, дабы
    создатель мог взглянуть со стороны
    на что-нибудь, признать его чужим,
    оставить без внимания вопрос
    о подлинности. Названный режим
    материи не обещает роз,
    но гвозди. Впрочем, если бы не гвоздь,
    все сразу же распалось бы, как есть,
    на рейки, перекладины. Ваш гость
    не мог бы, при желании, присесть.
    Составленная из частей, везде
    вещь держится в итоге на гвозде.

    VI

    Стул состоит из чувства пустоты
    плюс крашенной материи; к чему
    прибавим, что пропорции просты
    как тыщи отношенье к одному.
    Что знаем мы о стуле, окромя,
    того, что было сказано в пылу
    полемики? - что всеми четырьмя
    стоит он, точно стол ваш, на полу?
    Но стол есть плоскость, режущая грудь.
    А стул ваш вертикальностью берет.
    Стул может встать, чтоб лампочку ввернуть,
    на стол. Но никогда наоборот.
    И, вниз пыльцой, переплетенный стебель
    вмиг озарит всю остальную мебель.

    VII

    Воскресный полдень. Комната гола.
    В ней только стул. Ваш стул переживет
    вас, ваши безупречные тела,
    их плотно облегавший шевиот.
    Он не падет от взмаха топора,
    и пламенем ваш стул не удивишь.
    Из бурных волн под возгласы "ура"
    он выпрыгнет проворнее, чем фиш.
    Он превзойдет употребленьем гимн,
    язык, вид мироздания, матрас.
    Расшатан, он заменится другим,
    и разницы не обнаружит глаз.
    Затем что - голос вещ, а не зловещ -
    материя конечна. Но не вещь.

    1987
    120/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Послесловие



    I

    Годы проходят. На бурой стене дворца
    появляется трещина. Слепая швея наконец продевает нитку
    в золотое ушко. И Святое Семейство, опав с лица,
    приближается на один миллиметр к Египту.

    Видимый мир заселен большинством живых.
    Улицы освещены ярким, но посторонним
    светом. И по ночам астроном
    скурпулезно подсчитывает количество чаевых.

    II

    Я уже не способен припомнить, когда и где
    произошло событье. То или иное.
    Вчера? Несколько дней назад? В воде?
    В воздухе? В местном саду? Со мною?

    Да и само событье - допустим взрыв,
    наводненье, ложь бабы, огни Кузбасса -
    ничего не помнит, тем самым скрыв
    либо меня, либо тех, кто спасся.

    III

    Это, видимо, значит, что мы теперь заодно
    с жизнью. Что я сделался тоже частью
    шелестящей материи, чье сукно
    заражает кожу бесцветной мастью.

    Я теперь тоже в профиль, верно, не отличим
    от какой-нибудь латки, складки, трико паяца,
    долей и величин, следствий или причин -
    от того, чего можно не знать, сильно хотеть, бояться.

    IV

    Тронь меня - и ты тронешь сухой репей,
    сырость, присущую вечеру или полдню,
    каменоломню города, ширь степей,
    тех, кого нет в живых, но кого я помню.

    Тронь меня - и ты заденешь то,
    что существует помимо меня, не веря
    мне, моему лицу, пальто,
    то, в чьих глазах мы, в итоге, всегда потеря.

    V

    Я говорю с тобой, и не моя вина,
    если не слышно. Сумма дней, намозолив
    человеку глаза, так же влияет на
    связки. Мой голос глух, но, думаю, не назойлив.

    Это - чтоб лучше слышать кукареку, тик-так,
    в сердце пластинки шаркающую иголку.
    Это - чтоб ты не заметил, когда я умолкну, как
    Красная Шапочка не сказала волку.

    1986
    121/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Открытка из Лиссабона



    Монументы событиям, никогда не имевшим места:

    Несостоявшимся кровопролитным войнам.
    Фразам, проглоченным в миг ареста.
    Помеси голого тела с хвойным
    деревом, давшей Сан-Себастьяна.
    Авиаторам, воспарявшим к тучам
    посредством крылатого фортепьяно.
    Создателю двигателя с горючим
    из отходов воспоминаний. Женам
    мореплавателей - над блюдом
    с одинокой яичницей. Обнаженным
    Конституциям. Полногрудым
    Независимостям. Кометам,
    пролетевшим мимо земли (в погоне
    за бесконечностью, чьим приметам
    соответствуют эти ландшафты, но не
    полностью). Временному соитью
    в бороде арестанта идеи власти
    и растительности. Открытью
    Инфарктики - неизвестной части
    того света. Ветреному кубисту
    кровель, внемлющему сопрано
    телеграфных линий. Самоубийству
    от безответной любви Тирана.
    Землетрясенью - подчеркивает современник, -
    народом встреченному с восторгом.
    Руке, никогда не сжимавшей денег,
    тем более - детородный орган.
    Сумме зеленых листьев, вправе
    заранее презирать их разность.
    Счастью. Снам, навязавшим яви
    за счет населенья свою бессвязность.

    1988
    122/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Август

    Маленькие города, где вам не скажут правду.
    Да и зачем вам она, ведь всё равно — вчера.
    Вязы шуршат за окном, поддакивая ландшафту,
    известному только поезду. Где-то гудит пчела.

    Сделав себе карьеру из перепутья, витязь
    сам теперь светофор; плюс, впереди — река,
    и разница между зеркалом, в которое вы глядитесь,
    и теми, кто вас не помнит, тоже невелика.

    Запертые в жару, ставни увиты сплетнею
    или просто плющом, чтоб не попасть впросак.
    Загорелый подросток, выбежавший в переднюю,
    у вас отбирает будущее, стоя в одних трусах.

    Поэтому долго смеркается. Вечер обычно отлит
    в форму вокзальной площади, со статуей и т. п.,
    где взгляд, в котором читается "Будь ты проклят",
    прямо пропорционален отсутствующей толпе.

    январь 1996 г.
    123/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Однажды во дворе на Моховой
    стоял я, сжав растерзанный букетик,
    сужались этажи над головой,
    и дом, как увеличенный штакетник,
    меня брал в окруженье (заодно —
    фортификаций требующий ящик
    и столик свежевыкрашенный, но
    тоскующий по грохоту костяшек).

    Был август, месяц ласточек и крыш,
    вселяющий виденья в коридоры,
    из форточек выглядывал камыш,
    за стеклами краснели помидоры.
    И вечер, не заглядывавший вниз,
    просвечивал прозрачные волокна
    и ржавый возвеличивал карниз,
    смеркалось, и распахивались окна.
    Был вечер, и парадное уже
    как клумба потемневшая разбухло.
    Тут и узрел я: в третьем этаже
    маячила пластмассовая кукла.
    Она была, увы, расчленена,
    безжизненна, и (плачь, антибиотик)
    конечности свисали из окна,
    и сумерки приветствовал животик.

    Малыш, рассвирепевший, словно лев,
    ей ножки повыдергивал из чресел.
    Но клею, так сказать, не пожалев,
    папаша ее склеил и повесил
    сушиться, чтоб бедняжку привести
    в порядок. И отшлепать забияку.
    И не предполагал он потрясти
    слонявшегося в сумерки зеваку.
    Он скромен. Океаны переплыв
    в одном (да это слыхано ли?) месте
    (плачь, Амундсен с Папаниным), открыв
    два полюса испорченности вместе.
    Что стоит пребывание на льду
    и самая отважная корзина
    ракеты с дирижаблями — в виду
    откупоренной банки казеина!

    1960
    124/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Ночь, одержимая белизной
    кожи. От ветреной резеды,
    ставень царапающей, до резной,
    мелко вздрагивающей звезды,
    ночь, всеми фибрами трепеща
    как насекомое, льнет, черна,
    к лампе, чья выпуклость горяча,
    хотя абсолютно отключена.
    Спи. Во все двадцать пять свечей,
    добыча сонной белиберды,
    сумевшая не растерять лучей,
    преломившихся о твои черты,
    ты тускло светишься изнутри,
    покуда, губами припав к плечу,
    я, точно книгу читая при
    тебе, сезам по складам шепчу.

    1987
    125/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Посвящается Пиранези


    Не то - лунный кратер, не то - колизей; не то -
    где-то в горах. И человек в пальто
    беседует с человеком, сжимающим в пальцах посох.
    Неподалеку собачка ищет пожрать в отбросах.

    Не важно, о чем они говорят. Видать,
    о возвышенном; о таких предметах, как благодать
    и стремление к истине. Об этом неодолимом
    чувстве вполне естественно беседовать с пилигримом.

    Скалы - или остатки былых колонн -
    покрыты дикой растительностью. И наклон
    головы пилигрима свидетельствует об известной
    примиренности - с миром вообще и с местной

    фауной в частности. "Да", говорит его
    поза, "мне все равно, если колется. Ничего
    страшного в этом нет. Колкость - одно из многих
    свойств, присущих поверхности. Взять хоть четвероногих:

    их она не смущает; и нас не должна, зане
    ног у нас вдвое меньше. Может быть, на Луне
    все обстоит иначе. Но здесь, где обычно с прошлым
    смешано настоящее, колкость дает подошвам

    - и босиком особенно - почувствовать, так сказать,
    разницу. В принципе, осязать
    можно лишь настоящее - естественно, приспособив
    к этому эпидерму. И отрицаю обувь".

    Все-таки, это - в горах. Или же - посреди
    древних руин. И руки, скрещенные на груди
    того, что в пальто, подчеркивают, насколько он неподвижен.
    "Да", гласит его поза, "в принципе, кровли хижин

    смахивают силуэтом на очертанья гор.
    Это, конечно, не к чести хижин и не в укор
    горным вершинам, но подтверждает склонность
    природы к простой геометрии. То есть, освоив конус,

    она чуть-чуть увлеклась. И горы издалека
    схожи с крестьянским жилищем, с хижиной батрака
    вблизи. Не нужно быть сильно пьяным,
    чтоб обнаружить сходство временного с постоянным

    и настоящего с прошлым. Тем более - при ходьбе.
    И если вы - пилигрим, вы знаете, что судьбе
    угодней, чтоб человек себя полагал слугою
    оставшегося за спиной, чем гравия под ногою

    и марева впереди. Марево впереди
    представляется будущим и говорит "иди
    ко мне". Но по мере вашего к мареву приближенья
    оно обретает, редея, знакомое выраженье

    прошлого: те же склоны, те же пучки травы.
    Поэтому я обут". "Но так и возникли вы, -
    не соглашается с ним пилигрим. - Забавно,
    что вы так выражаетесь. Ибо совсем недавно

    вы были лишь точкой в мареве, потом разрослись в пятно".
    "Ах, мы всего лишь два прошлых. Два прошлых дают одно
    настоящее. И это, замечу, в лучшем
    случае. В худшем - мы не получим

    даже и этого. В худшем случае, карандаш
    или игла художника изобразят пейзаж
    без нас. Очарованный дымкой, далью,
    глаз художника вправе вообще пренебречь деталью

    - то есть моим и вашим существованьем. Мы -
    то, в чем пейзаж не нуждается как в пирогах кумы.
    Ни в настоящем, ни в будущем. Тем более — в их гибриде.
    Видите ли, пейзаж есть прошлое в чистом виде,

    лишившееся обладателя. Когда оно - просто цвет
    вещи на расстояньи; ее ответ
    на привычку пространства распоряжаться телом
    по-своему. И поэтому прошлое может быть черно-белым,

    коричневым, темно-зеленым. Вот почему порой
    художник оказывается заворожен горой
    или, скажем, развалинами. И надо отдать Джованни
    должное, ибо Джованни внимателен к мелкой рвани

    вроде нас, созерцая то Альпы, то древний Рим".
    "Вы, значит, возникли из прошлого?" - волнуется пилигрим.
    Но собеседник умолк, разглядывая устало
    собачку, которая все-таки что-то себе достала

    поужинать в груде мусора и вот-вот
    взвизгнет от счастья, что и она живет.
    "Да нет, - наконец он роняет. - Мы здесь просто так, гуляем".
    И тут пейзаж оглашается заливистым сучьим лаем.

    1993 - 1995
    126/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Отказом от скорбного перечня — жест
    большой широты в крохоборе! —
    сжимая пространство до образа мест,
    где я пресмыкался от боли,
    как спившийся кравец в предсмертном бреду,
    заплатой на барское платье
    с изнанки твоих горизонтов кладу
    на движимость эту заклятье!

    Проулки, предместья, задворки — любой
    твой адрес — пустырь, палисадник, —
    что избрано будет для жизни тобой,
    давно, как трагедии задник,
    настолько я обжил, что где бы любви
    своей не воздвигла ты ложе,
    все будет не краше, чем храм на крови,
    и общим бесплодием схоже.

    Прими ж мой процент, разменяв чистоган
    разлуки на брачных голубок!
    За лучшие дни поднимаю стакан,
    как пьет инвалид за обрубок.
    На разницу в жизни свернув костыли,
    будь с ней до конца солидарной:
    не мягче на сплетне себе постели,
    чем мне — на листве календарной.

    И мертвым я буду существенней для
    тебя, чем холмы и озера:
    не большую правду скрывает земля,
    чем та, что открыта для взора!
    В тылу твоем каждый растоптанный злак
    воспрянет, как петел ледащий.
    И будут круги расширятся, как зрак —
    вдогонку тебе, уходящей.

    Глушёною рыбой всплывая со дна,
    кочуя, как призрак — по требам,
    как тело, истлевшее прежде рядна,
    как тень моя, взапуски с небом,
    повсюду начнет возвещать обо мне
    тебе, как заправский мессия,
    и корчится будут на каждой стене
    в том доме, чья крыша — Россия.

    июнь 1967
    127/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Наблюдатель? свидетель событий? войны в Крыму?
    Масса жертв — все в дыму — перемирие полотенца...
    Нет! самому совершить поджог! роддома! И самому
    вызвать пожарных, прыгнуть в огонь и спасти младенца,
    дать ему соску, назваться его отцом,
    обучить его складывать тут же из пальцев фигу.
    И потом, завернув бутерброд в газету с простым лицом,
    сесть в электричку и погрузиться в книгу
    о превращеньях красавиц в птиц, и как их места
    зарастают пером: ласточки — цапли — дрофы..
    Быть и причиной и следствием! чтобы, N лет спустя,
    отказаться от памяти в пользу жертв катастрофы.
    128/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    Древко твое истлело, истлело тело,
    в которое ты не попала во время оно.
    Ты заржавела, но все-таки долетела
    до меня, воспитанница Зенона.

    Ходики тикают. Но, выражаясь книжно,
    как жидкость в закупоренном сосуде,
    они неподвижны, а ты подвижна,
    равнодушной будучи к их секунде.

    Знала ли ты, какая тебе разлука
    предстоит с тетивою, что к ней возврата
    не суждено, когда ты из лука
    вылетела с той стороны Евфрата?

    Даже покоясь в теплой горсти в морозный
    полдень, под незнакомым кровом,
    схожая позеленевшей бронзой
    с пережившим похлебку листом лавровым,

    ты стремительно движешься. За тобою
    не угнаться в пустыне, тем паче — в чаще
    настоящего. Ибо тепло любое,
    ладони — тем более, преходяще.
    129/402
    Ответить Цитировать
    0
  • Бродский

    «Элегия»

    М. Б.

    До сих пор, вспоминая твой голос, я прихожу
    в возбужденье. Что, впрочем, естественно. Ибо связки
    не чета голой мышце, волосу, багажу
    под холодными буркалами, и не бздюме утряски
    вещи с возрастом. Взятый вне мяса, звук
    не изнашивается в результате тренья
    о разряженный воздух, но, близорук, из двух
    зол выбирает большее: повторенье
    некогда сказанного. Трезвая голова
    сильно с этого кружится по вечерам подолгу,
    точно пластинка, стачивая слова,
    и пальцы мешают друг другу извлечь иголку
    из заросшей извилины - как отдавая честь
    наважденью в форме нехватки текста
    при избытке мелодии. Знаешь, на свете есть
    вещи, предметы, между собой столь тесно
    связанные, что, норовя прослыть
    подлинно матерью и т. д. и т. п., природа
    могла бы сделать еще один шаг и слить
    их воедино: тум-тум фокстрота
    с крепдешиновой юбкой; муху и сахар; нас
    в крайнем случае. То есть повысить в ранге
    достиженья Мичурина. У щуки уже сейчас
    чешуя цвета консервной банки,
    цвета вилки в руке. Но природа, увы, скорей
    разделяет, чем смешивает. И уменьшает чаще,
    чем увеличивает; вспомни размер зверей
    в плейстоценовой чаще. Мы - только части
    крупного целого, из коего вьется нить
    к нам, как шнур телефона, от динозавра
    оставляя простой позвоночник. Но позвонить
    по нему больше некуда, кроме как в послезавтра,
    где откликнется лишь инвалид - зане
    потерявший конечность, подругу, душу
    есть продукт эволюции. И набрать этот номер мне
    как выползти из воды на сушу.

    1982
    130/402
    Ответить Цитировать
    0
1 6 7 8 9 24
1 человек читает эту тему (1 гость):
Зачем регистрироваться на GipsyTeam?
  • Вы сможете оставлять комментарии, оценивать посты, участвовать в дискуссиях и повышать свой уровень игры.
  • Если вы предпочитаете четырехцветную колоду и хотите отключить анимацию аватаров, эти возможности будут в настройках профиля.
  • Вам станут доступны закладки, бекинг и другие удобные инструменты сайта.
  • На каждой странице будет видно, где появились новые посты и комментарии.
  • Если вы зарегистрированы в покер-румах через GipsyTeam, вы получите статистику рейка, бонусные очки для покупок в магазине, эксклюзивные акции и расширенную поддержку.