Пока я стараюсь выбрать лучшие фильмы 2016 года, кое-что стало известно о потенциально самых интересных новинках 2017 года. Объявили программу в Каннах!
Основной конкурс:
«Мир, полный чудес», режиссер Тодд Хейнс
«Двуличный любовник», режиссер Франсуа Озон
«Молодой Годар», режиссер Мишель Хазанавичус
«Истории семьи Майровиц», режиссер Ноа Баумбак
«Окча», режиссер Пон Чжун-хо
«Нелюбовь», режиссер Андрей Звягинцев
«Хеппи-энд», режиссер Михаэль Ханеке
«Лишний человек», режиссер Корнел Мундруцо
«Ты никогда здесь не был», режиссер Линн Рэмси
«На следующий день», режиссер Хон Сан-су
«Сияние», режиссер Наоми Кавасе
«Из ниоткуда», режиссер Фатих Акин
«Роковое искушение», режиссер София Коппола
«120 ударов в минуту», режиссер Робин Кампилло
«Роден», режиссер Жак Дуайон
«Убийство священного оленя», режиссер Йоргос Лантимос
«Кроткая», режиссер Сергей Лозница
«Хорошее время», режиссеры Бен Сэфди и Джошуа Сэфди
Больше всего жду Ханеке. Австриец - мой любимый современный режиссёр. Две его последних работы брали главный приз в Каннах. Это убийственная результативность. В главной роли - всегда шикарная Изабель Юппер, а ещё заявлен, например, Жан-Луи Трентиньян. Название "Хеппи-энд" явно намекает на то, что в конце все умрут. На второе место в личный список ожиданий поставлю "Нелюбовь" главного русского режиссёра наших дней, Андрея Звягинцева. Драма посвящена семейной паре, чей сын пропадает во время тяжёлого бракоразводного процесса. Тут комментарии излишни, наш соотечественник явно метит в живые классики. В тройку включу, наверное, и "Убийство священного оленя" Лантимоса, но меня смущает синопсис и слово "драма". Надеюсь, что абсурдист в греке не уступил место коммерсанту. "Успешный хирург пытается усыновить подростка, однако поведение ребенка постепенно ухудшается, и врач вынужден совершить немыслимую жертву". Звучит не слишком привлекательно, но вера в лучшее меня не покидает. Неожиданно в основном конкурсе оказался Лозница с экранизацией Достоевского. Для одного из самых известных документалистов это уже третий опыт в игровом кино. Думаю, материал ему хорошо подходит по духу. Замыкает мою пятёрку Тодд Хейнс. Его "Кэрол", напомню, обошла всех на
Blue Swan 2015.
Пройдёмся по другим известным именам и фамилиям. Хон Сан-су - потрясающий режиссёр. В этом году "Ночью у моря одна" уже отметили в Берлине, Ким Мин-хи получила награду за лучшую женскую роль. Ну, вы её наверняка видели в "Служанке", а продвинутые киноманы восхищались её контрастными образами в "Прямо сейчас, а не после" (за авторством того же Хон Сан-су). Об этом я вскользь упомянул в комментариях к итогам Blue Swan 2015. Так что же в этом мужике такого потрясающего? Фильмы корейца очень похожи друг на друга как по атмосфере, так и по содержанию, всё это очень напоминает сериал, в котором каждый новый эпизод не связан с предыдущим, но приятно лишний раз окунуться в этот уютненький мирок. Наконец-то в мир большого кино возвращается Линн Рэмси. Предыдущую её работу, "Что-то не так с Кевином", со временем я стал ценить чуточку больше. С момента премьеры прошло уже 6 лет! Роль бывшего агента ФБР, замешанного в скандале, сыграл Хоакин Феникс. Пон Чжун-хо снял на этот раз нечто похожее на сказку, наверняка ужасно сентиментальную, про мальчика, подружившегося с "большим и немного стеснительным зверем" Окча. Видимо, нас ждёт клон ET? Как мимимишечка с бюджетом в 50 миллионов попала в основной конкурс я не знаю и знать не хочу. Озон и Баумбак для меня, безусловно, являются не более чем статистами. Их стилистика мне не слишком-то близка, да и объективно говорить о каких-то больших талантах не приходится. У второго, кстати, снялись Адам Сэндлер и Бен Стиллер, что является весомым доводом для того, чтобы отказаться от просмотра фильма. Хазанавичус после оглушительного успеха "Артиста" снимал трэш, который никому не интересен. Когда он в 2014 году привёз в Канны спекулятивную драму "Поиск", то получил в прессе средний балл 2.74 из 10 на 53 рецензии. О чём-то это да говорит. Француз, опустившись на самое дно, решил снять драму об интрижке Годара. Звучит очень странно, я не знаю, нужно ли это кому-то. Фатих Акин прославился благодаря драме "Головой о стену". 13 лет назад немец (и, видимо, этнический турок) получил Золотого Медведя в Берлине. Конечно, с тех пор он не исчез с экранов радаров, его приглашали и в Канны, и в Венецию, однако нового прорыва пока не произошло. София Коппола тоже в последнее время звёзд с неба не хватает. После яркого дебюта и блестящих "Трудностей перевода" она занималась какой-то невразумительной хернёй. Трейлер "Рокового искушения" похож на очередной шаг назад. Я даже не знаю, чем может привлечь ремейк вестерна Дона Сигела. Во время гражданской войны раненый солдатик прячется в пансионе для девушек, которые всеми силами пытаются его соблазнить. Прилизанная картинка пахнет Голливудом, мужская роль отдана на откуп Фарреллу (сравните этого тюфяка с Иствудом), женский ансамбль состоит из Кидман, Данст, Фаннинг и Райс. Что там у нас ещё? Наоми Кавасе - завсегдатай Каннского кинофестиваля, совершенно никому не известная за пределами киношной тусовки. Впрочем, даже я до сих не посмотрел у неё ни одного фильма. Может, зря? Корнел Мандруцо, вроде, не новичок в кино. Относительно широкой публике известен его "Белый бог", который отметили в 2014 году в Каннах во второй по значимости программе Особый взгляд, но у фильма был настолько унылый синопсис, что я его решил пропустить. Про Робина Кампилло, Жака Дуайон, Бена и Джошуа Сэфди я ничего не знаю. С ними разберёмся ближе к открытию фестиваля.
Что ещё будет интересного? Первые серии "Твин Пикс", второй сезон "Вершины озера". Новая работа Арно Деплешена каким-то неведомым образом стала фильмом открытия фестиваля. В "Особом взгляде" покажут "Тесноту" Кантемира Балагова, ученика Сокурова. Вне конкурса заявлены очередной фильм Аббаса Киаростами и - барабанная дробь! - режиссёрский дебют Кристен Стюарт. Пусть это и короткий метр. В конкурсную программу, возможно, что-то ещё добавят, об этом я сообщу отдельно, если всплывёт нечто интересное. Непосредственно показы намечены на вторую половину мая.
Ответить на этот вопрос проще простого. Талантливые молодые российские режиссёры мне неизвестны. Может, Иван Твердовский когда-нибудь зажжёт, но он явно пошловат и туповат. Сужу только по "Классу коррекции". Лично меня подобные ребята раздражают. А вообще, чтобы быть в курсе появления новых звёздочек, надо отслеживать дипломные работы, короткометражки с фестивалей, а мне лень такими вещами заниматься. До полного метра мало кто добирается. Все остальные "молодые" режиссёры старше 30. Например, Романа Каримова открыли 7 лет назад, тогда он был, наверное, перспективным, но сейчас я смотрю трейлер "Гуляй, Вася" и вижу там откровенный "формат ТНТ". Подобные прожекты отсеиваю сразу. Германике, страшно подумать, уже 33, она, к несчастью, для ТВ мутит сериал про юного репера. Вроде, о таких персонажах и так все знают, верно? Это всё такая унылая попса, честно говоря, что обсуждать мне не хочется. Так-то идея хорошая, надо пошуршать по коротким метрам, наверняка в сети что-нибудь найдётся. Я подумаю над этим.
В Европе и Америке младше 30 тоже нет "зажигалочек". Самый молодой Шазелл, но он явно в попсу пойдёт. А вообще, наверное, режиссура - это такая профессия, в которой тяжело преуспеть в 25. Взять, скажем, некоторых молодых американских инди-постановщиков: Дэвид Лоури, Джефф Николс, Алекс Росс Перри заявили о себе, когда им было уже за 30. Снимут ли они шедевры? Я даже не знаю. Ещё Анна Роуз Холмер, вроде, молодая, но я не нашёл сходу её возраста. Если покопаться в чуть менее известном кино, то можно привести любопытные примеры: недавно смотрел "Объятия змея", очень хороший фильм, снят при этом каким-то колумбийцем, которому всего 36. Или вот дебютная "Ведьма" Эггерса мне понравилась - ему 34. Жду его новый ужастик. Судя по всему, это будет ремейк "Носферату". По первым фильмам вообще тяжело судить, сможет ли постановщик снова выстрелить. Вот Шон Друкин хорошо дебютировал 6 лет назад, а после этого так и не снял второй фильм.
Свежего взгляда на кино, по идее, следовало бы ждать от молодых постановщиков, но самым интересным новаторам почему-то около 45: дикие Вирасетакул и Рейгадас, реалистичный Цзя. Что касается режиссёров, снимающих на стыке авторского кино и мейна, они тоже принадлежать к этому поколению: тут и кино в духе Нового Голливуда у Пола Томаса Андерсона, и яркие актёрские драмы Асгара Фархади. Одному из главнейших "академистов" нашего времени и любимцу фестивальной критики, Кристиану Мунджиу, всего 48. Вроде, все они уже состоялись, но серьёзные ожидания лично я связываю именно с этим поколением режиссёров. Следить внимательно за тридцатилетними просто нет смысла.