Главный французский журнал о кино, Cahiers du Cinéma, уже опубликовал свой топ-10 фильмов 2016-го года. Это издание всегда отличалось большой любовью к французам (кто бы мог подумать, да?) и очень индивидуальным, даже эксцентричным взглядом на кино. Впрочем, в некоторые детали стоит слегка углубиться.
1. «Тони Эрдманн», реж. Марен Аде
2. «Она», реж. Пол Верховен
3. «Неоновый демон», реж. Николас Виндинг Рефн
4. «Водолей», реж. Клебер Мендонса Фильо
5. «В тихом омуте», реж. Брюно Дюмон
6. «Джульетта», реж. Педро Альмодовар
7. «Стоять ровно», реж. Ален Гироди
8. «La Loi de la jungle», реж. Antonin Peretjatko
9. «Кэрол», реж. Тодд Хейнс
10. «Le bois dont les rêves sont faits», реж. Claire Simon
Симптоматично, что первые семь позиций французы отдали участникам главной конкурсной программы в Каннах. И это, надо понимать, не очень-то оригинально. «Тони Эрдманн» - абсолютный фаворит каннской критики. Работа Аде получила в прессе, освещавшей фестиваль, средний балл 8.25 на 127 рецензий. И это очень-очень много. Фильм уже показывали в России на фестивалях в Москве и Санкт-Петербурге! В полноценном прокате кино появится у нас только в конце февраля. «Тони Эрдманн» не похож на занудный арт, всё-таки это комедия. Да и томаты приняли фильм хорошо. Можете пока ознакомиться с русским трейлером и моим отзывом:
Тони Эрдманн / Toni Erdmann (2016) Марен Аде – 7. Фильм Марен Аде произвёл настоящий фурор среди кинокритиков, ему пророчили Золотую пальмовую ветвь, но жюри приняло слишком много оригинальных (или попросту глупых) решений. Жаль, что эта искромётная комедия не была увековечена таким образом в истории. В центре сюжета – взаимоотношения престарелого папаши, ежедневно добровольно примеряющего на себя роль шута, и деловой дочки, занимающейся серьёзным бизнесом. Вставная челюсть с кривыми зубами, очки и парик помогают Винфреду выдавать себя то за террориста, то за бизнесмена или германского посла. Тони Эрдманн – его альтер-эго. Инес поначалу могла бы сойти за полную противоположность своего родителя. Она упрекает отца: «Некоторые люди в твоём возрасте не лишены амбиций». Действительно вся его жизнь вращается вокруг глупых розыгрышей. В её жизни, в свою очередь, есть место только для бессмысленной и аморальной работы. Не самая здоровая альтернатива. Люди слишком часто связывают себя с какими-то делами. Заключить контракт, получить повышение? Всё это смешно и мелочно по сравнению с воспоминанием о том, как твой ребёнок первый раз в жизни едет на велосипеде. Винфред наносит неожиданный визит в Бухарест, где его дочь работает над каким-то важным проектом, чтобы развеяться самому и растормошить Инес. Он ломает комедию, разыгрывая из себя у всех на виду важную персону, но эта клоунада больше похожа на добродушную импровизацию, чем на запланированную диверсию. Ну, и, конечно, Винфред, как всякий шут, ещё немножечко трагик. По настроению «Тони Эрдманн» близок к «Лобстеру» - сразу видно, что это артхаус, а не заурядная дешёвая ржака. Европейское кино выгодно отличается от выхолощенных голливудских пустышек реализмом и глубиной, кроме того в сценарии не рассказывается какая-то законченная история, это лишь запечатлённый момент. Тем не менее, фильм всё же далёк от идеала. Во-первых, снимать что-то на столь заезженную тематику и привнести в своё творение некий уникальный авторский взгляд практически невозможно. Во-вторых, Аде ужасно оригинальна во всём, что касается ситкомовского наполнения сюжета, но болезненно консервативна, когда речь заходит о развитии истории. Понятно, что Инес - глубоко несчастный человек. Она плоть от плоти дочь своего отца, но прячется сама от себя, зарывая уникальную способность видеть мир через призму самоиронии куда-то глубоко внутрь, пытаясь тщетно найти смысл жизни в построении карьеры. Конечно, такого рода банальность простительна, ведь слишком редко на свет появляются по-настоящему достойные интеллектуальные, но смешные фильмы.
Второй результат среди каннских критиков показал, как ни странно, фильм Верховена (7.93 на 91 отзыв), с чем, как вы видите, склонна согласиться редакция Кайе. О нём я уже писал небольшую заметку и мне не тяжело её сюда скопировать:
Она / Elle (2016) Пол Верховен – 7. Сюжет крутится вокруг изнасилования героини Изабель Юппер. Мишель – женщина серьёзная, с жёстким характером и пугающим прошлым. Это событие не вогнало её в депрессию и даже не озлобило. Относится француженка к такому малоприятному опыту даже несколько снисходительно и с готовностью дать отпор, если подобное когда-нибудь повторится. Фраза из синопсиса «она хочет найти его, но вовсе не для того, чтобы сдать полиции» звучит не только несколько спойлерно, но и двусмысленно. Первое на что обращаешь внимание, так это на обилие циничного юмора. Весь фильм соткан из язвительных замечаний главной героини. У неё не очень-то хорошие отношения со своей семьёй, что с завидной регулярностью становится поводом для смеха в зале. Конечно, Мишель во многом можно назвать гротескной фигурой – на неё наваливается столько всего, но Она тверда, как железо, то есть абсолютно несгибаема под весом самых изощрённых жизненных передряг, на которые смогло решиться трио сценаристов. Должно быть, автор фильма иронизирует над притягательным для многих self made woman образом Сильной Женщины. «Elle» - забавный скетч на тему феминизма, и как это часто бывает у тролля из Амстердама, фильм интересный, но очень легкомысленный. Тут голландец вообще ужасно напоминает Озона. Не знаю, может, для кого-то это и комплимент?
«Неоновый демон» критики приняли прохладно (5.25/107), томаты тоже с тухлецой. Фильм уже есть в сети и это достаточно специфическая штука. Ловите копипасту:
Неоновый демон / The Neon Demon (2016) Николас Виндинг Рефн - 6. Красота спасёт мир! Или нет. Молоденькая девочка, мечтающая о славе, врывается в модельный бизнес. Она не прилагает никаких усилий, но легко обходит опытных конкуренток. Джесси неожиданно обнаруживает в себе силу, о которой раньше не подозревала. Так вот, оказывается, в чём её призвание, это же меняет всё! Новый опыт трансформирует личность юного дарования, быстрый успех легко может вскружить голову, но куда важнее то, что вечным спутником успеха является чёрная зависть. Миры Николаса Виндинга Рефна возведены вокруг архаических форм сознания. Сексуальную привлекательность здесь можно считать формой магии, а каннибализм носит ритуальный характер. Датчанин проваливается в глубины Ид, занимаясь воплощением на экране самых общих потребностей и желаний людей. К чёрту всё рациональное, верно? Стиль режиссёра от фильма к фильму шлифуется, но истории, которые Рефн пытается рассказать, деградируют опережающими темпами. Рефн получает первую премию в номинации «самый заурядный сценарий». Можно бесконечно говорить о сознательном отказе от нарратива, но глупо считать, будто бессвязные и условные сюжеты между собой равны. Здесь работает точно та же градация, что и с простыми историями. Вообще, этот талантливый режиссёр остановился в шаге от того, чтобы снять шедевр, если ему попадётся интересный сценарий и хватит сил на то, чтобы внятно его изложить. Ну, а пока стоит констатировать очевидный факт: предыдущий фильм Рефна, «Только бог простит», тоже вполне мог бы называться «Неоновый демон», автор очень последовательно развивает своё искусство, двигаясь куда-то в сторону эстетского видеоарта.
«Водолей» - латиноамериканская драма: 7.22 на 107 рецензий в Каннах, на томатах - 8.2 на 54 рецензии. Любопытный разброс. Фильо, между прочим, сам кинокритик. Конечно, это всё не так важно хотя бы потому, что фильм не появится в российском прокате. Вполне возможно, что его у нас переведут синефилы, когда рип всплывёт в сети. Кажется, это история о том, как злобные девелоперы пытаются выселить женщину из дома, с которым её много связывает. Очень похоже на заурядную социалку, правда? Рад бы заблуждаться, но не нахожу пространства для ошибки. Ну, а пока можно ознакомиться с навевающим уныние трейлером:
Дюмон и Альмодовар показали в каннской прессе средний результат (6.27/132 и 6.42/123). Ну, и если Дюмона на родине очень любят, что многое объясняет, то новый Альмодовар – не тот, кого ожидаешь увидеть в топах. Уж слишком «Джульетта» похожа на заурядную европейскую драму. Может, год не слишком урожайный?
В тихом омуте / Ma Loute (2016) Брюно Дюмон – 5. Дюмон - самобытный автор, но его внезапно обострившееся стремление работать в комедийном жанре настораживает. В первые 10 минут нас ожидает несколько падений. Женщина, вставшая в машине, разглагольствует о чём-то, автомобиль трогается - она шлёпается. Жирный аналог Пуаро приходит на место преступления и преодолевает последние метры своего пути, скатываясь по песку. Без чужой помощи, кстати говоря, у него не получается подняться. Есть в этом какой-то намёк. Дама, встав на табуретку, протирает пыль и, несмотря на предупреждение мужа, плюхается на пол. Чем же объясняется эта тяга персонажей фильма к земле? Добавим к гравитационному юмору несуразную манеру говорить и придурковатую жестикуляцию - вот вам и комедия, почти целиком построенная на банальных преувеличениях. Кажется, будто француз сделал последний шаг от магического реализма к сказке. Первое удивление вызывает сцена с детьми, поедающими человечину. Ну, а что, если я вам скажу, что зарождающийся детективный сюжет сопровождает премилая педерастическая любовная линия? Не знаю, что со всем этим делать, решайте сами. Дюмон, определённо, немного не в себе.
Джульетта / Julieta (2016) Педро Альмодовар – 6. Джульетта встречает на улице старую знакомую, от которой слышит, что та недавно повстречала её дочь, Антию - она худа, красива, родила троих детей. Эта весточка из прошлого заставляет Джульетту порвать отношения с ухажёром, резко изменить все планы и засесть за дневник. В нём будет изложена история знакомства с отцом Антии и некоторые детали, которые принято замалчивать. Так Джульетта изливает на бумаге душу, перебирая один за другим драматические эпизоды из своей жизни, постепенно подбираясь к загадке разрыва отношений между дочерью и матерью. «Твоё отсутствие занимает всю мою жизнь и уничтожает её». Альмодовар снял крепкую вялотекущую фестивальную драму, комфортную, по-голливудски прилизанную, но со слабыми актёрскими работами. У сценария есть сильные стороны, но история в целом - типичный холостой выстрел. Интрига разрешается самым очевидным образом, а открытый финал здесь выглядит штампом.
Ален Гироди, напомню, возглавлял топ Кайе в 2013-м году с голубым детективом «Незнакомец у озера». Так и не набрался смелости на то, чтобы с ним ознакомиться. Может, пора? Новую работу француза в Каннах встретили без особого энтузиазма (6,54/125). Из трейлера вообще ничего не ясно, но жанр
«Стоять ровно» в журнале «Сеанс» определяют как эротический триллер. Как пишет Елена Плахова, главный герой, киносценарист, «озабочен не творчеством, а другими вещами. Во-первых, он чрезвычайно сердоболен и раздает нищим последние деньги (а в одной необиблейской сцене — дает снять с себя последнюю одежду, буквально оставаясь нагим). Во-вторых, он хочет одарить встречаемых на пути мужчин и женщин другими способами, зная по опыту, что лучший подарок — секс. Ценность его особенно велика для людей преклонного возраста: одному из них, едва дышащему старику, гуманист Лео помогает отправиться на тот свет самым оригинальным образом, какой только возможно вообразить, и тот умирает от наслаждения, не совместимого с жизнью. В третьих, герой, витающий в сказочно-мифологическом мире, мечтает встретиться с волком, царем природы, и в ожидании этой встречи бродит по степям департамента Лозер на юге Франции». Звучит любопытно, выглядит тоже недурно:
«La Loi de la jungle» (гугл переводит как «Закон джунглей») - загадочная французская комедия, о которой рунет не знает. Более того, даже о режиссёре ничего не известно. Фильм летом вышел в прокат во Франции, но его больше никто не закупил. Это с высокой долей вероятности говорит о том, что его никто и никогда из русскоязычной публики не увидит. Зато на ютубе есть совершенно невменяемый трейлер:
Премьера «Кэрол» тоже состоялась на Каннском фестивале, но только годом ранее. Тогда, кстати говоря, именно фильм Хэйнса особенно полюбился прессе. Удивительно, что во французский прокат он попал с таким опозданием. О «Кэрол» я достаточно писал, когда подводил
итоги прошлого года вместе с a band apart. Мы его признали лучшим фильмом 2015-го, в моём личном топе я бы его поместил в пятёрку.
Кэрол / Carol (2015) Тодд Хейнс – 7. Двух женщин из разных социальных слоёв по необъяснимой причине тянет друг к другу, но центром лесбийской драмы почему-то хочется считать третье действующее лицо – эпоху! Не так часто эстетов балуют удачным воссозданием пятидесятых. Это не просто возврат в прошлое через трюк с переодеванием, в «Кэрол» время дышит, но вместе с тем всё в этом фильме кричит, что картина не герметична, она открыто взаимодействует с нашими современниками. Фильм Тодда Хейнса – именно что взгляд человека нового тысячелетия на однополые отношения, имеющие всего несколько десятилетий назад иной этический контекст. Прекрасно, что режиссёр безликой полупародии «Вдали от рая» за 15 лет смог таки дошлифовать идею и уберёг своё творение от зачисления его во второй дивизион конъюнктурных однодневок. Стоит добавить, что Бланшетт просто обязана покорить зрителей ролью «наставницы». Возможно, именно Кэрол – самый удачный женский образ из всех, что я успел зафиксировать в фильмах 2015-го года.
«Le bois dont les rêves sont faits» - французская документалка. Одно это намекает на то, что об этом проекте ничего знать не нужно. Всё равно фильм посмотреть не удастся, но никто не запрещает уделить ему 101 секунду на ютубе:
Напоследок хочу сказать, что списки Cahiers du Cinéma не стоит принимать близко к сердцу, особенно это касается французских фильмов. Однако, эту десятку можно считать некоторой точкой отсчёта. Пока я тянул с публикацией поста уже появился главный топ года – речь идёт, конечно, о рейтинге Sight & Sound. Двадцатку лучших фильмов года по версии главного журнала о кино тоже возглавил «Тони Эрдманн», а фильм Верховена переместился со второго места на третье. Вот об этом я и расскажу завтра.
Поменяет. Сейчас вот идея морковку в землю сажать, а не сразу жрать - банальна. Хотя когда-то была прорывной. Идеи становятся старыми и неинтересными так же как и люди.
Посмотри пожалуйста внимательно с чего начиналась и как развивалась дискуссия.
Мой тезис был "фильм возможно устарел, потому что уже сняли лучше на ту же тему".