Вот и у нас с лесами что-то не так.
Я помню берега Сожа лет 40+, они были в основном пустынны (не считая немногочисленных выходов сосновых лесов и дубрав к берегам), даже трава почти не росла, не то что деревья. Потом появились полосы ивняка. Теперь по обеим сторонам растут большие берёзы, тополи и прочие осины (с которыми безуспешно сражаются бобры, расплодившиеся вплоть до заселения городских территорий). На фотографиях Гомеля царских времён горизонт чист, нет ни единого деревца, а сейчас везде вокруг всё заросло лесом и рощами, но деревья в них явно младше 100 лет.
Изредка, когда мне удаётся урвать летом отпуск (лет 10 такого не было), я с семьёй выезжаю отдохнуть в Витебскую область, там у тестя остался дом в деревне (место невероятно красивое, грибное, ягодное и рыбное, а вот рельеф и почвы там совершенно другие) на берегу реки Улла. Тесть рассказывал про то, что эта река была судоходна в послевоенное время, по ней на конной тяге ходили деревянные плоскодонные деревянные баржи. По обе стороны реки шли кони-тяжеловозы и тащили баржу (берега там глинистые, высокие, поймы практически нет, только русло реки). Сейчас оба берега реки абсолютно непроходимы. Это джунгли, через которые нужно пробиваться с мачете. Огромные деревья лиственных пород с густым подлеском, переплетённым ежевикой и хмелем. В тамошних местах тоже нет старых деревьев (ну хотя бы 100+), хотя один охраняемый трёхсотлетний дуб в райцентре есть.
Короче говоря, мифические древние белорусские пущи вызывают у меня большие сомнения. Я скорее поверю, что 2000 лет назад территория нынешней Беларуси была тундрой и вечной мерзлотой, ну или степью (которая не оставила после себя никакого чернозёма), чем густыми непроходимыми лесами.
--------
По датировкам наших местных археологических раскопок у меня тоже есть вопрос. Понятное дело, материала для этого у наших археологов немного, каменные и металлические изделия и глиняные черепки. А чаще всего - только черепки. Если черепок украшен оттисками верёвки - значит, культура шнуровой керамики, 2-3 тысячи лет до н.э.. Если на нём палочкой нарисованы чёрточки - значит, другая культура, другая эпоха. Если палочкой наделали ямки, или пальцами наделали по горшку из глины гребни, или украсили отпечатком мешковины - всё это разные культуры, разные эпохи, которые неизвестно как кем-то раньше были классифицированы и датированы и теперь это стало надёжной основой для всех последующих датировок. Как так? Неужели один и тот же гончар в древности не мог экспериментировать с формой и способом украшения горшка? Как в самую основу всей теории можно брать настолько недостоверный метод? Мне, как физику, это дико. Физика тоже не точная наука, в квантовой теории возможно всё, но с разными вероятностями, но неужели ни у кого из археологов не возникает никаких сомнений? Получается, что прошлые исследования оспаривать нельзя, можно только найти новый тип черепков и на них построить новую теорию про какую-то новую культуру, новую эпоху. Нашёл новые черепки - слава тебе и почёт, не нашёл - жизнь прошла зря.
Очень правильно в вашей методичке написано про весь объём возможных методов исследований.
Drop93rus, а ваши специалисты не пробовали тестировать радиоуглеродный метод на свежих материалах (кости, раковины и др.), я где-то читал, что очень прикольные результаты получаются. Насколько ему доверять можно?
Цитата (Drop93rus @ 15.7.2017)
Так вот культурный слой уходит под вот этот склон слева. Т.е. над ним до пяти метров горной породы.
Оползень после дождей или землетрясения, а может, ледник приходил?
А если Чёрное море поднималось - значит, неслабый приток воды был из наших мест. Но, вроде, море уничтожает берег, а не создаёт его?
Нет, ну зубры ведь травоядные, а трава именно любит расти на открытой местности, а не в чаще леса. Плюс ко всему, в чаще леса эти коровы беззащитны перед хищниками.
Первый вопрос у меня, наверно, по археологии. Наши местные археологи-историки утверждают, что органика в сыром песке не сохраняется (ссылку на это утверждение дать не могу, читал в книге какой-то, автор гомельский, а потом слышал это же при просмотре по ТВ шведского фильма про раскопки курганов в Швеции). В частности, раскапывая древние городища они по цвету песка определяют где были деревянные стены дома, никаких древесных остатков в песке нет, только тёмный песок. Вопрос: за какое время (примерно) в сыром песке разлагается бревно или ствол дерева?