В очередной раз крупнейшее в мире печатное издание о кино Sight & Sound порадовало списком лучших фильмов уходящего года. Топ основывается на суммировании анкет более чем полутора сотен критиков и отличается очень высокой степенью объективности.
1. «Убийца», реж. Хоу Сяосянь (Тайвань) – получил приз за лучшую режиссуру в Каннах;
2. «Кэрол», реж. Тодд Хэйнс (США) – приз за лучшую женскую роль в Каннах (Руни Мара разделила его с Эммануэль Берко из «Моего короля»), один из фаворитов «оскаровской гонки»;
3. «Безумный Макс: дорога ярости», реж. Джордж Миллер (Австралия, США);
4. «Тысяча и одна ночь», реж. Мигель Гомиш (Португалия, Швейцария, Франция, Германия) – участник параллельного конкурса Каннского кинофестиваля «Двухнедельник режиссеров»;
5. «Кладбище блеска», реж. Апичатпон Вирасетакун (Таиланд) – участник «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля;
6. «No Home Movie», реж. Шанталь Акерман (Бельгия, Франция);
7. «45 лет», реж. Эндрю Хэй (Великобритания) – призер Берлинского кинофестиваля за лучшие актерские работы Шарлотты Рэмплинг и Тома Кортни;
8. «Сын Саула», реж. Ласло Немеш (Венгрия) – гран-при жюри и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале;
9. «Эми», реж. Азиф Кападиа (США) – документальный фильм об Эми Уайнхаус;
10. «Внутренний порок», реж. Пол Томас Андерсон (США);
11. «Аномализа», реж. Чарли Кауфман (США) – гран-при жюри Венецианского кинофестиваля;
12. «Оно», реж. Дэвид Роберт Митчелл (США);
13. «Феникс», реж. Кристиан Петцольд (Германия);
14. «Девичество», реж. Селин Скьямма (Франция);
15. «Трудно быть богом», реж. Алексей Герман (Россия);
16. «Головоломка», реж. Пит Доктер (США);
17. «Мандарин», реж. Шон Бейкер (США);
18. «Такси», реж. Джафар Панахи (Иран) – «Золотой медведь» Берлинале-2015;
19. «Horse Money», реж. Педру Кошта (Португалия);
20. «Взгляд тишины», реж. Джошуа Оппенхаймер (Дания, Индонезия, Великобритания).
Особо любопытные синефилы могут ознакомиться с
полной версией результатов опроса. Конечно, сначала стоит отметить удивительно предсказуемый итог голосования. Премьеры всех фильмов из топ-5 состоялись в Каннах. У критиков среди участников основного конкурса было два ярко выраженных фаворита: «Кэрол» (средний балл 7.94 на 90 рецензий) и «Убийца» (7.85/88). Во второй по значимости программе «Особый взгляд» в лидерство у пишущей братии вырвалась новая работа Вирасетакуна, главного новатора нового века. В «Двухнедельнике режиссёров» совершенно умопомрачительную статистику показали отзывы на «Тысяча и одну ночь». Среди внеконкурсных показов лучший средний балл был у «Безумного Макса». Привет с лазурного побережья передаёт и самый яркий дебют сезона – «Сын Саула», угодивший в топ-10. Угадайте, где прошла премьера документального фильма «Эми»? Есть и сомнительные гости из Канн. В 2014-м году там же показали «Девичество»: на постере этой драмы красуются четыре чёрных девушки, а главное достижение его создателей - Квир-Пальмовая ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино.
Попадание на столь высокое место Шанталь Акерман – самый большой сюрприз лично для меня. Напомню, что 65-летняя бельгийка известна, прежде всего, как автор зубодробительного артхауса «Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080». Документальная лента «No Home Movie» была представлена в Локарно. Там же состоялась премьера «Horse Money», но в 2014-м году, а в Великобритании его показали позже. К сожалению, сеанс в Петербурге я пропустил из-за невнимательности, хотя Кошта, на мой взгляд, является одним из самых интересных современных режиссёров. К 14-му году стоит отнести и «Внутренний порок». Некоторая путаница – стандарт для индустрии, учитывая ориентацию критиков на старт в национальном прокате, а не мировую премьеру. Самая забавная в этом плане история произошла со «Взглядом тишины». Документальный хоррор Оппенхаймера попал в топ-20 по итогам голосования как 2014-го года, так и в 2015-м. Если по отношению к эстетским расследованиям Оппенхаймера термин «хоррор» применять нужно осторожно, то «It follows» - лучший традиционный фильм ужасов последних лет. Его, кстати говоря, тоже показали впервые в Каннах в 2014-м году. Что характерно: сомнительный новоиспечённый обладатель «Золотой пальмовой ветви» «Дипан» не вхож в число любимчиков у кинокритиков.
Обычно участники фестивалей «большой тройки» доминируют в списках. Достойным упоминания оказались обладатели Золотого Медведя («Такси») и Серебряных Медведей («45 лет» - в России в ограниченном прокате с 3-го декабря). Из Венеции до топ-20 добралась только «Аномализа» и прошлогодний Оппенхаймер. Не самое значительное место занимают премьеры с крупнейшего кинофестиваля независимого кино в США «Сандэнс»: о «Мандарине» я совершенно ничего не знаю. Не могу не упомянуть печальный факт: ещё один шаг Петцольда навстречу мейнстриму сопряжён с падением качественного уровня постановки и ростом популярности. Очень жаль, что такой самобытный автор расходует свой талант на посредственные сценарии. Для русскоговорящей публики важной новостью стало высокое место кинозавещания Германа. Наконец-то западные критики нашли в себе силы оценить подлинно оригинальный русский кинематографический ад. Ну, а разбавить фестивальный тренд смогли создатели «Головоломки», достаточно остроумного мультика, собравшего в мировом прокате 850 миллионов.
Немного за пределами основного списка оказались хорошо известные киноманам фильмы прошлого года («Герцог Бургундии», «Тимбукту», «Зильс-Мария») и некоторые новинки знакомых авторов («Три воспоминания моей юности» Деплешена и «Запретная комната» Мэддина). Копать глубже нет большого смысла, так как «Убийцу» выделили 38 критиков, а, например, «Взгляд тишины» уже всего 8, однако упомяну некоторые названия. 6 голосов получила мейнстримная «Ex Machina», столько же досталось фестивальным комедиям «Лобстер» и «Форс-мажор», а так же драме «Комната», способной, судя по прогнозам, получить несколько номинаций на грядущем Оскаре.
Разумеется, в топ-20 не оказалось фильмов, премьера которых состоится в декабре. Наиболее яркие из них – это «Выживший» Иньярриту и «Омерзительная восьмёрка» Тарантино.
1. «Убийца», реж. Хоу Сяосянь (Тайвань) – получил приз за лучшую режиссуру в Каннах;
2. «Кэрол», реж. Тодд Хэйнс (США) – приз за лучшую женскую роль в Каннах (Руни Мара разделила его с Эммануэль Берко из «Моего короля»), один из фаворитов «оскаровской гонки»;
3. «Безумный Макс: дорога ярости», реж. Джордж Миллер (Австралия, США);
4. «Тысяча и одна ночь», реж. Мигель Гомиш (Португалия, Швейцария, Франция, Германия) – участник параллельного конкурса Каннского кинофестиваля «Двухнедельник режиссеров»;
5. «Кладбище блеска», реж. Апичатпон Вирасетакун (Таиланд) – участник «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля;
6. «No Home Movie», реж. Шанталь Акерман (Бельгия, Франция);
7. «45 лет», реж. Эндрю Хэй (Великобритания) – призер Берлинского кинофестиваля за лучшие актерские работы Шарлотты Рэмплинг и Тома Кортни;
8. «Сын Саула», реж. Ласло Немеш (Венгрия) – гран-при жюри и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале;
9. «Эми», реж. Азиф Кападиа (США) – документальный фильм об Эми Уайнхаус;
10. «Внутренний порок», реж. Пол Томас Андерсон (США);
11. «Аномализа», реж. Чарли Кауфман (США) – гран-при жюри Венецианского кинофестиваля;
12. «Оно», реж. Дэвид Роберт Митчелл (США);
13. «Феникс», реж. Кристиан Петцольд (Германия);
14. «Девичество», реж. Селин Скьямма (Франция);
15. «Трудно быть богом», реж. Алексей Герман (Россия);
16. «Головоломка», реж. Пит Доктер (США);
17. «Мандарин», реж. Шон Бейкер (США);
18. «Такси», реж. Джафар Панахи (Иран) – «Золотой медведь» Берлинале-2015;
19. «Horse Money», реж. Педру Кошта (Португалия);
20. «Взгляд тишины», реж. Джошуа Оппенхаймер (Дания, Индонезия, Великобритания).
Особо любопытные синефилы могут ознакомиться с полной версией результатов опроса. Конечно, сначала стоит отметить удивительно предсказуемый итог голосования. Премьеры всех фильмов из топ-5 состоялись в Каннах. У критиков среди участников основного конкурса было два ярко выраженных фаворита: «Кэрол» (средний балл 7.94 на 90 рецензий) и «Убийца» (7.85/88). Во второй по значимости программе «Особый взгляд» в лидерство у пишущей братии вырвалась новая работа Вирасетакуна, главного новатора нового века. В «Двухнедельнике режиссёров» совершенно умопомрачительную статистику показали отзывы на «Тысяча и одну ночь». Среди внеконкурсных показов лучший средний балл был у «Безумного Макса». Привет с лазурного побережья передаёт и самый яркий дебют сезона – «Сын Саула», угодивший в топ-10. Угадайте, где прошла премьера документального фильма «Эми»? Есть и сомнительные гости из Канн. В 2014-м году там же показали «Девичество»: на постере этой драмы красуются четыре чёрных девушки, а главное достижение его создателей - Квир-Пальмовая ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино.
Попадание на столь высокое место Шанталь Акерман – самый большой сюрприз лично для меня. Напомню, что 65-летняя бельгийка известна, прежде всего, как автор зубодробительного артхауса «Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080». Документальная лента «No Home Movie» была представлена в Локарно. Там же состоялась премьера «Horse Money», но в 2014-м году, а в Великобритании его показали позже. К сожалению, сеанс в Петербурге я пропустил из-за невнимательности, хотя Кошта, на мой взгляд, является одним из самых интересных современных режиссёров. К 14-му году стоит отнести и «Внутренний порок». Некоторая путаница – стандарт для индустрии, учитывая ориентацию критиков на старт в национальном прокате, а не мировую премьеру. Самая забавная в этом плане история произошла со «Взглядом тишины». Документальный хоррор Оппенхаймера попал в топ-20 по итогам голосования как 2014-го года, так и в 2015-м. Если по отношению к эстетским расследованиям Оппенхаймера термин «хоррор» применять нужно осторожно, то «It follows» - лучший традиционный фильм ужасов последних лет. Его, кстати говоря, тоже показали впервые в Каннах в 2014-м году. Что характерно: сомнительный новоиспечённый обладатель «Золотой пальмовой ветви» «Дипан» не вхож в число любимчиков у кинокритиков.
Обычно участники фестивалей «большой тройки» доминируют в списках. Достойным упоминания оказались обладатели Золотого Медведя («Такси») и Серебряных Медведей («45 лет» - в России в ограниченном прокате с 3-го декабря). Из Венеции до топ-20 добралась только «Аномализа» и прошлогодний Оппенхаймер. Не самое значительное место занимают премьеры с крупнейшего кинофестиваля независимого кино в США «Сандэнс»: о «Мандарине» я совершенно ничего не знаю. Не могу не упомянуть печальный факт: ещё один шаг Петцольда навстречу мейнстриму сопряжён с падением качественного уровня постановки и ростом популярности. Очень жаль, что такой самобытный автор расходует свой талант на посредственные сценарии. Для русскоговорящей публики важной новостью стало высокое место кинозавещания Германа. Наконец-то западные критики нашли в себе силы оценить подлинно оригинальный русский кинематографический ад. Ну, а разбавить фестивальный тренд смогли создатели «Головоломки», достаточно остроумного мультика, собравшего в мировом прокате 850 миллионов.
Немного за пределами основного списка оказались хорошо известные киноманам фильмы прошлого года («Герцог Бургундии», «Тимбукту», «Зильс-Мария») и некоторые новинки знакомых авторов («Три воспоминания моей юности» Деплешена и «Запретная комната» Мэддина). Копать глубже нет большого смысла, так как «Убийцу» выделили 38 критиков, а, например, «Взгляд тишины» уже всего 8, однако упомяну некоторые названия. 6 голосов получила мейнстримная «Ex Machina», столько же досталось фестивальным комедиям «Лобстер» и «Форс-мажор», а так же драме «Комната», способной, судя по прогнозам, получить несколько номинаций на грядущем Оскаре.
Разумеется, в топ-20 не оказалось фильмов, премьера которых состоится в декабре. Наиболее яркие из них – это «Выживший» Иньярриту и «Омерзительная восьмёрка» Тарантино.