Да это так. Ибо работают они не столько с оборудованием, сколько в условиях постоянной опасности непредсказуемой ответственности за решения, которые принимают не они.
Цитата: ...в Беларуси самый высокий показатель количества заключенных, отбывающих наказание за экономические преступления, - 22% от общего числа (8 тысяч человек). Во всей России, где население в 15 раз больше, 7 тысяч...С насосным оборудованием происходит примерно такой процесс закупки:
- сначала проектируется объект и проектировщик производит подбор насоса в соответствии с заданными заказчиком параметрами и заявленными производителем характеристиками;
- потом заказчик проводит тендер на закупку оборудования уже по проекту и, как правило, редко даёт свои требования по характеристикам, только ту марку, которую забили в проект;
- поставщик, победивший в тендере, тупо выполняет договор на поставку.
Проектировщики десятилетиями работали по шаблонам, отработанным предшественниками и проверенным временем. Многие проектировщики слабо разбираются в насосах и этим пользуются представительства крупных европейских производителей, проводя семинары, вебинары и прочие виды "обучения" проектировщиков, а фактически навязывая для них выгодные себе шаблоны. Но, по крайней мере, в этих шаблонах не было существенных ошибок.
Но вот в начале XXI века через международные финансовые интституты в Беларусь стали поступать гранты по теме "Энергоэффективность". Типа, умные люди на цивилизованном Западе озаботились проблематикой планетарной экологической катастрофы и пробили финансирование для бедных стран по замене неэффективного оборудования на более эффективное, с тем, чтобы экономилась электроэнергия и требовалось меньше её вырабатывать. Конечно же, у ведущих европейских производителей тут же появились линейки оборудования (и в частности, насосного) с увеличенными КПД и, соответственно, ценами. КПД увеличивалось, вроде как, за счёт очень продвинутого инжиниринга и качества сборки. Кроме того, эта очень разумная тема так понравилась руководству страны, что у нас приняли собственную госпрограмму с бюджетным финансированием, попутно широко рекламируя в СМИ такой прогрессивный характер инвестиций, что, конечно же, создавало этому самому руководству страны реноме очень разумных личностей и, видимо, хорошо повышало рейтинги. Короче говоря, началась массовая кампания на всех уровнях госвласти по этой теме.
Но, как я уже говорил выше, всё упирается в проектировщиков. Они не справлялись с требованиями времени и начали появляться ошибки. Чтобы этого избежать, было создано госпредприятие с функциями контроля проектирования и поставок, они приняли на себя и основное госфинансирование, и обороты товаров по этой теме. В течении нескольких лет по теме энергоэффективности прошли очень большие объёмы поставок оборудования и, наконец, его начали эксплуатировать. И тут начались скандалы. Предприятиям, эксплуатировавшим новое оборудование, заранее были доведены планы по сокращению энергопотребления на основе расчётных данных. И эти планы стали массово не выполняться. За невыполнение планов у нас в стране принято спрашивать строго. Очень строго. Несоразмерно строго. Чтобы отвести от себя удар, предприятия начали массово заказывать тестирование оборудования на предмет их соответствия заявленным производителем характеристикам. Тесты дали очень плачевные результаты (особенно, учитывая острое желание заказчиков выйти из-под удара, а также уже значительный период эксплуатации оборудования в отечественных условиях, что одновременно и не допускало замены оборудования). И основной удар пришёлся на ту самую госструктуру, через которую централизованно прошли поставки. Дальше вопросом занимались следственные органы, которые разбираются в теме энергоэффективности ещё меньше, чем проектировщики, а потому известным для них образом перевели всё в более привычное для них пространство, нарисовав всякие схемы коррупционной составляющей и "виновные" были с лёгкостью наказаны.
Тема энергоэффективности как-то после этого стала пользоваться меньшим интересом у властей, шумиха в СМИ пошла на убыль. Вот такая вот история.