Волею судеб нахожусь сейчас в Зальцбурге на ежегодном Зальцбургском фестивале (классической музыки). Ну и кому посвятить сей опус как не Вольфгангу нашему Амадею.
!!! Warning !!!Дальше будет многобукв о музыке. Так что серьёзно подумайте, нужно ли оно вам.
Думаю, что даже люди максимально далёкие от классической музыки, но способные тем не менее вспомнить несколько имён, назовут среди Баха, Бетховена, Чайковского и нескольких других самых известных композиторов прошлого имя Моцарта. Возможно, даже первым. Ранжировать великих композиторов дело не благодарное, я и не буду пытаться.
Но нельзя не отметить тот факт, что в восприятии большинства людей (я не исключение) произведения искусства идут в тесной связке с биографией художника, их создавшего. Художника в широком смысле, а не"рисователя". Чем жизнь его была сложнее, а желательно и трагичнее, тем больше шансов на успех, пусть и не прижизненный зачастую. Ранняя смерть - вне конкуренции, в этом плане.
Надо отдать должное композиторам - они старались как могли. Хотя были в гораздо более сложной ситуации, чем поэты, например, которые тоже повально грешили ранним уходом из жизни. Всё-таки, написание музыки несравнимо более трудоёмкое дело и требующее значительно большей подготовки, чем кропание стишков.
Шуман, хоть и дожил до преклонных 46 лет, но кончил в психушке, и ещё до смерти пытался покончить с собой. Шопен в 39 от туберкулёза. Бизе в 37 от сердечного приступа: считается, что его здоровье подорвал провал премьеры оперы "Кармен" (возможно, самой популярной оперы в мире на сегодняшний день). Шуберт в 31 от брюшного тифа, да и те, что прожил, провёл преимущественно в нищете.
Моцарт, ушедший в возрасте 35 лет, занимает достойное место в этом перечне. Но его биографию отличает ещё несколько примечательных фактов. Во-первых, Моцарт стал знаменит будучи ещё ребенком: его отец - сам профессиональный музыкант - занялся музыкальным образованием детей с самых ранних лет, и Моцарт со своей старшей сестрой начали выступать на публике, когда ему едва исполнилось шесть лет. Причём пользовались сумасшедшим успехом, выступая в том числе при императорском дворе. Но наверное ещё больший вес его биографии, нежели вундеркиндство, придают обстоятельства его смерти. Хотя сейчас большинство специалистов, занимающихся этим вопросом, сходятся во мнении, что смерть наступила от естественных причин, с самой кончины композитора утвердилось мнение, что он был отравлен. При этом одним из самых популярных мифов стало, что отравлен он был из зависти другим достаточно известным композитором того времени по фамилии Сальери. Этот сюжет положен в основу маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери", и именно так показана его смерть в знаменитом фильме Милоша Формана "Амадей". Есть и ещё одна причина, почему его смерть окутана ореолом мистики. Последним его сочинением стал Реквием, то бишь заупокойная месса, с весьма необычной
историей создания.
Но, пожалуй, хватит цитировать Википедию, сообщая общеизвестные факты.
Моцарт никогда не относился к числу моих любимых композиторов, хотя, конечно, я не мог не отдавать ему должное. Возможно это происходило ещё и потому, что он мне плохо удавался. Мелкая техника не мой конёк: мне подавай что-нибудь покрупнее навроде Брамса или Рахманинова. Кроме того, он написал такое неимоверное количество произведений, что это не могло не сказаться на качестве многих из них. Среди безусловно великих творений немало тех, где, на мой вкус, идёт повторение одного и того же в разных вариациях. Да и вообще, должен признаться, что будучи студентом консерватории я ходил на концерты классической музыки значительно реже большинства моих однокурсников. После окончания же моя жизнь переменилась кардинально и покерный мир поглотил меня всего настолько, что посещения концертов свелись до минимума.
Возможно, отчасти это было связано с тем, что я "наелся", отчасти с тем, что все равно чувствовал какой-то осадок оттого, что мне самому стать музыкантом не удалось, отчасти с элементарной ленью. И только в последнее время я понял, в каком удовольствии себе отказываю, забросив вылазки в концертные залы, и потихоньку начинаю навёрстывать упущенное.
Кажется, я уже однажды писал на страницах моего блога, что мой старший брат, окончивший как и я консерваторию по классу фортепиано, хоть и не стал концертирующим пианистом, остался в мире музыки. Одно время он пытался раскрутить собственное концертное агентство, что закончилось неудачей. Тем не менее, имея вдобавок к этому опыт работы концертным директором в одном из московских залов, он получил приглашение в Пермь. И хотя это звучит странно для не интересующихся (где Москва и где Пермь), но на деле Пермь является одним из лидирующих городов в плане насыщенности музыкальной жизни. Постановки тамошнего театра оперы и балета регулярно представлены в качестве номинантов и лауреатов национальной премии Золотой маски, в значительной степени благодаря тому, что худруком и дирижёром там работает Теодор Курентзис. Кто это и что человек с таким именем забыл в Перми?
Теодор Курентзис, как это ни удивительно, грек. В Россию приехал в 90х получать именно дирижёрское образование, уже имея высшее музыкальное в Греции. Впервые это имя я услышал, кажется, во времена учебы в консерватории как раз таки. Он тогда набирал популярность, не в последнюю очередь благодаря своему романтическому образу. Меня этот его образ отталкивал, и я сформировал к нему достаточно скептическое отношение, хотя ни на одном его концерте не был.
Так что когда Никита начал работать с Курентзисом и в наши нечастые с ним встречи взахлёб с восторгом про него рассказывал, я списал это на обаяние личности, но внутри себя продолжал считать его позёром и выскочкой (Пастернака не читал, но осуждаю).
Но когда в январе этого года Курентзис с оркестром приехал в Лондон, я счёл, что пришло время свой скепцитизм подтвердить реальными впечатлениями. Играли попсу: музыку к балету Прокофьева "Ромео и Джульетта", что в общем соответствовало жанру, так как концерт был благотворительный, организованный фондом "Подари жизнь". Хаматова и даже привлеченный ею Ральф Файнс читали сонеты Шекспира и отрывок из "Ромео и Джульетта" в перерывах между собственно музыкой. Первые минут десять-пятнадцать пляска Курентзиса за дирижёрским пультом ничего кроме протеста у меня не вызывала, но к концу первого отделения меня бил натуральный озноб. (Вообще, у меня есть это свойство организма, что некоторая музыка в должном исполнении прошибает меня до мурашек. Что даёт мне утешительную мысль, будто 16 лет моей жизни, которые ушли на музыку, не были совсем уж безнадежны и имели определённые перспективы. С другой стороны, чувствовать музыку и исполнять её - это две большие разницы.)
В общем, Курентзис разбил мой скептицизм в прах и я понял, что хочу его ещё. Поэтому когда Никита сказал, что летом оркестр и хор musicAeterna под руководством Курентзиса будут исполнять Реквием Моцарта на открытии Зальцбургского фестиваля, я понял, что я должен быть там. Возникла только одна маленькая проблема: я был не единственным, кто это понял, и многие поняли это раньше меня. Поэтому когда я зашёл на сайт фестиваля, оказалось что концерт уже sold out.
Но Никита-то на что? Неделю назад он мне написал, что раздобыл таки билет и, вуаля, в воскресение я уже вместе с почтенной австрийской публикой неистово рукоплескал нашим музыкантам, покорившим Зальцбург.
Тут стоит заметить, что Зальцбургский фестиваль это не хуй собачий. Его истории скоро сто лет как, и за почти полный век тут играли самые великие музыканты прошлого и настоящего. Так что это это примерно как сыграть на финалке мейна всопа, за исключением того, что на лаке не выедешь.
А вот, собственно, и
ссылка на запись выступления. Подписка платная, но первые десять дней free trial, а концерт идёт всего час. Так что если я кого-нибудь из прочитавших сей пост убедил потратить час жизни на прослушивание, то вся эта писанина была не зря. На мой субъективный взгляд, более великой музыки, чем Реквием Моцарта на свете нет, есть только сравнимая.
!!! Warning !!!
Дальше будет многобукв о музыке. Так что серьёзно подумайте, нужно ли оно вам.
Думаю, что даже люди максимально далёкие от классической музыки, но способные тем не менее вспомнить несколько имён, назовут среди Баха, Бетховена, Чайковского и нескольких других самых известных композиторов прошлого имя Моцарта. Возможно, даже первым. Ранжировать великих композиторов дело не благодарное, я и не буду пытаться.
Но нельзя не отметить тот факт, что в восприятии большинства людей (я не исключение) произведения искусства идут в тесной связке с биографией художника, их создавшего. Художника в широком смысле, а не"рисователя". Чем жизнь его была сложнее, а желательно и трагичнее, тем больше шансов на успех, пусть и не прижизненный зачастую. Ранняя смерть - вне конкуренции, в этом плане.
Надо отдать должное композиторам - они старались как могли. Хотя были в гораздо более сложной ситуации, чем поэты, например, которые тоже повально грешили ранним уходом из жизни. Всё-таки, написание музыки несравнимо более трудоёмкое дело и требующее значительно большей подготовки, чем кропание стишков.
Шуман, хоть и дожил до преклонных 46 лет, но кончил в психушке, и ещё до смерти пытался покончить с собой. Шопен в 39 от туберкулёза. Бизе в 37 от сердечного приступа: считается, что его здоровье подорвал провал премьеры оперы "Кармен" (возможно, самой популярной оперы в мире на сегодняшний день). Шуберт в 31 от брюшного тифа, да и те, что прожил, провёл преимущественно в нищете.
Моцарт, ушедший в возрасте 35 лет, занимает достойное место в этом перечне. Но его биографию отличает ещё несколько примечательных фактов. Во-первых, Моцарт стал знаменит будучи ещё ребенком: его отец - сам профессиональный музыкант - занялся музыкальным образованием детей с самых ранних лет, и Моцарт со своей старшей сестрой начали выступать на публике, когда ему едва исполнилось шесть лет. Причём пользовались сумасшедшим успехом, выступая в том числе при императорском дворе. Но наверное ещё больший вес его биографии, нежели вундеркиндство, придают обстоятельства его смерти. Хотя сейчас большинство специалистов, занимающихся этим вопросом, сходятся во мнении, что смерть наступила от естественных причин, с самой кончины композитора утвердилось мнение, что он был отравлен. При этом одним из самых популярных мифов стало, что отравлен он был из зависти другим достаточно известным композитором того времени по фамилии Сальери. Этот сюжет положен в основу маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери", и именно так показана его смерть в знаменитом фильме Милоша Формана "Амадей". Есть и ещё одна причина, почему его смерть окутана ореолом мистики. Последним его сочинением стал Реквием, то бишь заупокойная месса, с весьма необычной историей создания.
Но, пожалуй, хватит цитировать Википедию, сообщая общеизвестные факты.
Моцарт никогда не относился к числу моих любимых композиторов, хотя, конечно, я не мог не отдавать ему должное. Возможно это происходило ещё и потому, что он мне плохо удавался. Мелкая техника не мой конёк: мне подавай что-нибудь покрупнее навроде Брамса или Рахманинова. Кроме того, он написал такое неимоверное количество произведений, что это не могло не сказаться на качестве многих из них. Среди безусловно великих творений немало тех, где, на мой вкус, идёт повторение одного и того же в разных вариациях. Да и вообще, должен признаться, что будучи студентом консерватории я ходил на концерты классической музыки значительно реже большинства моих однокурсников. После окончания же моя жизнь переменилась кардинально и покерный мир поглотил меня всего настолько, что посещения концертов свелись до минимума.
Возможно, отчасти это было связано с тем, что я "наелся", отчасти с тем, что все равно чувствовал какой-то осадок оттого, что мне самому стать музыкантом не удалось, отчасти с элементарной ленью. И только в последнее время я понял, в каком удовольствии себе отказываю, забросив вылазки в концертные залы, и потихоньку начинаю навёрстывать упущенное.
Кажется, я уже однажды писал на страницах моего блога, что мой старший брат, окончивший как и я консерваторию по классу фортепиано, хоть и не стал концертирующим пианистом, остался в мире музыки. Одно время он пытался раскрутить собственное концертное агентство, что закончилось неудачей. Тем не менее, имея вдобавок к этому опыт работы концертным директором в одном из московских залов, он получил приглашение в Пермь. И хотя это звучит странно для не интересующихся (где Москва и где Пермь), но на деле Пермь является одним из лидирующих городов в плане насыщенности музыкальной жизни. Постановки тамошнего театра оперы и балета регулярно представлены в качестве номинантов и лауреатов национальной премии Золотой маски, в значительной степени благодаря тому, что худруком и дирижёром там работает Теодор Курентзис. Кто это и что человек с таким именем забыл в Перми?
Теодор Курентзис, как это ни удивительно, грек. В Россию приехал в 90х получать именно дирижёрское образование, уже имея высшее музыкальное в Греции. Впервые это имя я услышал, кажется, во времена учебы в консерватории как раз таки. Он тогда набирал популярность, не в последнюю очередь благодаря своему романтическому образу. Меня этот его образ отталкивал, и я сформировал к нему достаточно скептическое отношение, хотя ни на одном его концерте не был.
Так что когда Никита начал работать с Курентзисом и в наши нечастые с ним встречи взахлёб с восторгом про него рассказывал, я списал это на обаяние личности, но внутри себя продолжал считать его позёром и выскочкой (Пастернака не читал, но осуждаю).
Но когда в январе этого года Курентзис с оркестром приехал в Лондон, я счёл, что пришло время свой скепцитизм подтвердить реальными впечатлениями. Играли попсу: музыку к балету Прокофьева "Ромео и Джульетта", что в общем соответствовало жанру, так как концерт был благотворительный, организованный фондом "Подари жизнь". Хаматова и даже привлеченный ею Ральф Файнс читали сонеты Шекспира и отрывок из "Ромео и Джульетта" в перерывах между собственно музыкой. Первые минут десять-пятнадцать пляска Курентзиса за дирижёрским пультом ничего кроме протеста у меня не вызывала, но к концу первого отделения меня бил натуральный озноб. (Вообще, у меня есть это свойство организма, что некоторая музыка в должном исполнении прошибает меня до мурашек. Что даёт мне утешительную мысль, будто 16 лет моей жизни, которые ушли на музыку, не были совсем уж безнадежны и имели определённые перспективы. С другой стороны, чувствовать музыку и исполнять её - это две большие разницы.)
В общем, Курентзис разбил мой скептицизм в прах и я понял, что хочу его ещё. Поэтому когда Никита сказал, что летом оркестр и хор musicAeterna под руководством Курентзиса будут исполнять Реквием Моцарта на открытии Зальцбургского фестиваля, я понял, что я должен быть там. Возникла только одна маленькая проблема: я был не единственным, кто это понял, и многие поняли это раньше меня. Поэтому когда я зашёл на сайт фестиваля, оказалось что концерт уже sold out.
Но Никита-то на что? Неделю назад он мне написал, что раздобыл таки билет и, вуаля, в воскресение я уже вместе с почтенной австрийской публикой неистово рукоплескал нашим музыкантам, покорившим Зальцбург.
А вот, собственно, и ссылка на запись выступления. Подписка платная, но первые десять дней free trial, а концерт идёт всего час. Так что если я кого-нибудь из прочитавших сей пост убедил потратить час жизни на прослушивание, то вся эта писанина была не зря. На мой субъективный взгляд, более великой музыки, чем Реквием Моцарта на свете нет, есть только сравнимая.